Относительно чтения Корана в целом можно сказать следующее – Посланник Аллаха ﷺ побуждал к его чтению в любое время.
Что касается чтения определённых сур после определённых намазов, например, суры «Ясин» – после утреннего намаза, суры «Ан-Набаъ» – после предвечернего намаза и суры «Аль-Мульк» – после ночного намаза, то тому есть следующие причины:
1. достоинство времени;
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَن صلى الغداة في جماعة، ثم قعد يذكر الله حتى تطلع الشمس، ثم صلى ركعتين، كانت له كأجر حجة وعمرة تامة، تامة، تامة
«Кто совершит утренний намаз в джамаате, затем сядет поминать Аллаха до восхода солнца и потом совершит два ракаата намаза, тот получит вознаграждение, равное награде за хадж и умру, совершённые полноценно, полноценно, полноценно» (Тирмизи).
В другом хадисе сказано:
أن النبي صلى الله عليه وسلم كان لا ينام حتى يقرأ آلم تنزيل ، وتبارك الذي بيده الملك
«Поистине, Пророк ﷺ не ложился спать, не прочитав суры "Алиф лям мим, Танзиль" и "Табарака…" (суру "Аль-Мульк")» (Имам Ахмад, Тирмизи).
Мы знаем, что перед сном желательно читать суру «Аль-Мульк» – это сунна Пророка (мир ему и благословение). Однако если человек ложится спать сразу после ночной молитвы и может упустить её чтение, то, чтобы соблюсти Сунну, можно сразу после ночной молитвы прочитать эту суру.
Также Имам Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:
«Что касается чтения Корана вне намаза, то лучшее время для чтения – это ночь, а ещё лучше – вторая середина ночи, чем первая. Точно так же чтение Корана между вечерней и ночной молитвами является ценным, похвальным деянием.
Что касается чтения в дневное время суток, то лучшее время – после утренней молитвы, и нет нежелательности читать Коран в любое время, так же, как нет нежелательности читать и после асра (предвечернего намаза)» («Аль-Азкар»).
2. достоинства зикра (поминания Аллаха);
Известно, что после обязательных молитв желательно поминать Аллаха и прославлять Его, а лучшее поминание Аллаха – это чтение Корана, как и сказано в следующем хадисе.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллаха) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وما اجتمع قوم في بيت من بيوت الله يتلون كتاب الله ويتدارسونه بينهم إلا نزلت عليهم السكينة وغشيتهم الرحمة وحفتهم الملائكة وذكرهم الله فيمن عنده
«Когда бы ни собирались люди в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, покрывает их милость, окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним» (Муслим).
Отсюда становится ясно, что лучшее поминание Аллаха – это чтение Корана, а чтение Корана после намаза в качестве зикра является желательным, и в Сунне Пророка ﷺ много говорится о зикре после намаза.
Что касается выделения определённых сур для чтения после определённых намазов, то нет ничего плохого или запретного в этом. Можно выбрать любую суру (или любые суры) и читать её (их) после любого намаза, и будет дано соответствующее вознаграждение как за чтение, так и по мере искренности.
Примечание: чтение Корана не должно мешать людям молящимся или занимающимся другим богослужением.
Отдел фетв при Муфтияте РД