Когда путник может совмещать и сокращать намазы

Вопрос: 
Объясните, пожалуйста, как и в каких случаях путник может совмещать и сокращать намазы?

Ответ:

Если путь человека составляет не менее 80 км 640 м. и цель его путешествия дозволена шариатом, то можно совмещать обеденный намаз с послеобеденным и вечерний с ночным. Если время первого из двух совмещаемых намазов подходит к концу, то лучше его перенести на время второго, если нет, то предпочтительнее перенести второй намаз на время первого.

Нельзя совмещать друг с другом вечерний и послеобеденный намазы. Также не совмещаются ночной и утренний и наоборот, утренний с обеденным и наоборот.

Если намаз, время которого еще не наступило, переносится к предыдущему, то есть послеобеденный – к обеденному, или ночной – к вечернему, то, помимо того, что путь должен быть дозволенным и составлять не менее 80 км 640 м., необходимо соблюсти ещё три условия:

1. очерёдность выполнения намазов;

Сначала совершают текущий намаз, затем последующий. Если выяснится, что текущий своевременный намаз нарушился, то нарушается и последующий, который был перенесен к первому.

2. вначале текущего намаза или во время него нужно иметь намерение сразу совершить следующий намаз, совмещённо.

3. непрерывное совершение обоих намазов – таким образом, чтобы пауза между ними не была длительной.

Время, необходимое для чтения икамата, не противоречит этому условию.

Если из этих трёх условий отсутствует хотя бы одно, то перенос намазов на время предыдущего не допускается.

При совершении обоих намазов (обеденного и послеобеденного) во время обеденного намаза нужно делать намерение следующим образом: «Я намереваюсь совершить обязательный обеденный намаз, перенося к нему послеобеденный». Затем после завершения обеденного намаза человек встаёт, по желанию читает икамат и произносит намерение для послеобеденного намаза: «Я намереваюсь совершить обязательный послеобеденный намаз, перенеся его к обеденному намазу».

Таков же порядок и при переносе ночного намаза на вечерний.

При переносе текущих намазов на время последующих, то есть обеденного на послеобеденный либо вечернего на ночной, необходимо соблюсти только одно условие: до истечения времени первого намаза необходимо намереваться перенести этот намаз на время следующего. Если путник не сделает такого намерения до наступления времени следующего намаза, то ему за это запишется грех и его намаз будет считаться пропущенным.

При совершении обоих намазов в послеобеденное время намерение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить обязательный обеденный намаз, перенеся его к послеобеденному». Затем после завершения обеденного намаза человек встаёт, по желанию читает икамат и делает намерение на послеобеденный намаз: «Я намереваюсь совершить обязательный послеобеденный намаз».

Таков же порядок при переносе вечернего намаза на ночной.

Отдел фетв при Муфтияте РД