Чистота савана

Вопрос: 
Нужно ли менять саван покойного, если на него попала наджаса в каком-либо количестве? Один имам говорит, что не нужно, что главное-выполнение фарза, а дальше уже нет необходимости его менять. Другой имам говорит, что, если наджас вышел из тела покойного и попал на саван, его не меняют. Нужно менять в случае попадания наджаса извне в большом количестве, так как это препятствует полноценности джаназа намаза. Если наджас в малом количестве, то не меняют.

Ответ:

قال ابو بكر بن محمد شطا الدمياطي في كتابه اعانة الطالبين

Известный ученый мазхаба Имама Аш-Шафии, Абу Бакр ибн Мухаммад Шата Ад-Димъяти в своей книге «Ианат ат-талибин» сказал:

"و كما يشترط تقدم طهره يشترط أيضا تقدم طهر ما اتصل به كصلاة الحي فيضر نجاسة ببدنه أو كفنه او برجل نعشه و هو مربوط به"

«Условием (действительности) джаназа намаза за покойного, является предварительная чистота тела мертвого, а также всего того что соприкасается с ним (от нечистоты «наджаса», наличие которой не прощается), так же, как это является условием для живого человека, т.е. того, кто совершает джаназа намаз.

Поэтому джаназа недействителен, если есть наджаса на теле мертвого, на его саване или ,например, на ножке носилок,  к которым он привязан».

قال محمد بن شهاب الدين الرملي في كتابه نهاية المحتاج

Известный учёный мазхаба Имама аш Шафии Мухаммад ибн Шихабуддин Ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-мухтадж» сказал:

( فلو خرج ) من الميت ( بعده ) أي الغسل ( نجس ) ولو من الفرج وقبل التكفين ، أو وقع عليه نجس في آخر غسله ، أو بعده ( وجب إزالته فقط ) من غير إعادة غسل أو غيره ... أما بعد التكفين فيجزم بغسل النجاسة فقط

«Если после купания мертвого до окутывания его в саван или после, наджаса выйдет из его тела или половых органов или же на его тело в конце купания или после купания извне попадёт наджаса, нужно её удалить, но возобновлять купание или что-то другое (малое омовение) не нужно».

قال سليمان بن محمد بن عمر البجيرمي في حاشيته علي المنهج

Сулайман ибн Мухаммад ибн Умар Аль-Буджайрими в своих комментариях к книге «Манхадж» сказал:

فرع لو لم يمكن قطع الدم الخارج من الميت بغسله صح غسله وصحت الصلاة عليه لأن غايته أنه كالحي السلس وهو تصح صلاته فكذا الصلاة عليه م ر سم ..

«Если невозможно мытьем остановить кровь, которая выходит из мертвого человека, то купание мертвого и джаназа намаз за ним считаются действительными, так как он подобен человеку, у которого недержание мочи и чей  намаз считается, и джаназа намаз за ним, хоть у него и выходит моча.

Далее он говорит:

وقضية التشبيه بالسلس وجوب حشو محل الدم بنحو قطن وعصبه عقب الغسل والمبادرة بالصلاة عليه بعده

Из сравнения мертвого, кровь которого невозможно остановить, с человеком, страдающим недержанием  мочи, следует вывод, что нужно сразу после купания наполнить ватой и тому подобным место, откуда выходит кровь, наложить на это место повязку и сразу же приступить к джаназа намазу за ним.

حتى لو أخر لا لمصلحة الصلاة وجب إعادة ما ذكر وينبغي أن من المصلحة كثرة المصلين

Если же отложить намаз по причине, не связанной с пользой для джаназа намаза, например, ожидание большого количества людей для джаназа намаза, так как это сунна, то все: наполнение ватой и накладывание повязки - нужно сделать заново».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Саван, на который попала наджаса, наличие которой не прощается, менять необязательно. Достаточно очистить это место от наджасы вне зависимости, откуда и когда она  попала.

© Отдел фетв, Муфтият РД

 Почта: fatavadag@mail.ru

Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.