Милостыня при долгах

Вопрос: 
Можно ли раздавать добровольную милостыню (садака), если на мне есть долги?

Ответ:

قال ابن حجر الهيتمي في كتابه " تحفة المحتاج

Авторитетный ученый мазхаба Имама Аш-Шафии Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге "Тухфат аль-мухтаж" сказал:

الْأَصَحُّ تَحْرِيمُ صَدَقَتِهِ ...(بِمَا يَحْتَاجُ إلَيْهِ) ...(لِدَيْنٍ) وَلَوْ مُؤَجَّلًا لِلَّهِ، أَوْ لِآدَمِيٍّ (لَا يَرْجُو) أَيْ: يَظُنُّ (لَهُ وَفَاءً) حَالًّا فِي الْحَالِ، وَعِنْدَ الْحُلُولِ فِي الْمُؤَجَّلِ مِنْ جِهَةٍ ظَاهِرَةٍ. وَاَللَّهُ أَعْلَمُ ؛

 لِأَنَّ الْوَاجِبَ لَا يَجُوزُ تَرْكُهُ لِسُنَّةٍ

«Считается более достоверным (аргументированным) запрет давать в качестве милостыни то, в чем он нуждается для выплаты долга, будь это долг перед Аллахом (т.е. такой, как закат, кафарат[1] и.т.д.,) или же перед человеком.

Этот запрет действует, если у него нет надежды на своевременную выплату долга из другого очевидного дохода, даже если это будет отстроченный долг, потому что исполнение обязательного не оставляют ради желательного.

Аллах знает лучше».

أَمَّا إذَا ظَنَّ وَفَاءَ الدَّيْنِ مِنْ جِهَةٍ ظَاهِرَةٍ، وَلَوْ عِنْدَ حُلُولِ الْمُؤَجَّلِ فَلَا بَأْسَ بِالتَّصَدُّقِ حَالًا، بَلْ قَدْ يُسَنُّ

[ج1ص181]

«Если он полагает, что сможет выплатить долг из другого реального заработка, тогда у него есть право давать милостыню, даже несмотря на то, что пришло время выплаты отсроченного долга.

А иногда давать милостыню, имея явный доход, предназначенный для выплаты долга, может быть и желательным»

[См. «Тухфат аль-мухтаж», том 1, стр. 181].

قال البجيرمي في حاشيته على شرح المنهاج

Аль-Бужайрами в своей книге «Хашияту аль-Бужайрами»  сказал:

(قَوْلُهُ: أَوْ لِدَيْنٍ) أَيْ: وَهُوَ مِمَّا يُدَّخَرُ لِلدَّيْنِ عَادَةً دُونَ نَحْوِ كِسْرَةٍ وَحُزْمَةِ بَقْلٍ وَإِلَّا جَازَ وَمِثْلُ ذَلِكَ الْفِلْسُ إذَا كَانَ الدَّيْنُ دِينَارًا مَثَلًا.

[ج3ص320]

«Под выражением "для выплаты долга" подразумеваются средства, накопляемые для выплаты долга.

Исключением являются кусочек хлеба, пучок зелени и подобное им. Если же средства для выплаты долга не накапливаются, разрешается давать милостыню, например, в размере 1/10 части динара[2] при наличии долга в размере динара»

[См. "Хашияту аль-Бужайрами ала шарх аль-минхаж", том 3, стр. 320].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Из вышесказанного следует, что нет запрета на садака в малом размере, если она не влияет на возврат долга.

•Давать в качестве милостыни такую сумму, которая повлияет на возмещение долга, запрещено, если у человека нет стабильного заработка, так как выполнение обязательства считается необходимым и приоритетным.

•В том случае, когда у человека имеется реальный источник дохода, как, например, наличие недвижимости, от сдачи которой он получает арендную плату, или работа с хорошим окладом и т.д., то ему разрешается давать милостыню.

Отдел фетв, Муфтият РД

Почта: fatavadag@mail.ru

Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag

[1] Кафарат- вид искупления за неисполнение обязанностей.

[2] Динар- золотая денежная монета в размере 4.25 грамма.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.