Имам ан-Навави в своей книге «Риязу ссалихин» пишет:
что имам аш-Шафии, да помилует его Аллах, сказал:
يستحب أن يقرأ عنده ( أي عند الميت بعد الدفن ) شيئ من القرآن ليصيبه من الرحمة النازلة على القرّاء للقرآن نصيب و إن ختموا القرآن أي قرءوه كله كان حسنا لعظيم فضله
(ص 295)
«Является желательным чтение возле покойного и после его похорон, сур или аятов из священного Корана, чтобы он тоже получил какую-то часть из благ Всевышнего, которые ниспосылаются на чтецов Корана.
Если они полностью прочитают Коран, будет ещё лучше из-за превосходства священной книги».
См. «Риязу ссалихин», стр. 295.
Относительно собрания людей и чтения Корана на 40-й день с намерением выделить его (этот день), как знаковый, учёный шафиитского мазхаба Сулейман аль-Джамаль в субкомментариях на шарх «Аль-Манхадж ут-тулаб» пишет:
ومن البدع المنكرة والمكروه فعلها: ما يفعله الناس من...الأربعين، بل كل ذلك حرام إن كان من مال محجور، أو من ميت عليه دين، أو يترتب عليه ضرر، أو نحو ذلك
(ج 2 ص 216)
«Также из порицаемых нововведений и нежелательных деяний (макрух) являются сороковины (40-й день) и т.п.
Это считается харамом (греховным), если расходы идут из имущества, над которым установили запрет из-за долгов или же из имущества покойного, на ком были большие долги, или же если от этого исходит какой-то вред и тому подобное».
См. «Хашият аль-Джамаль ‘аля шарх аль-Манхадж ит-тулаб», том. 2, стр. 216.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Читать Коран за усопшим независимо, возле умершего ли на могиле или далеко, разрешается, согласно единому мнению ученых четырех мазхабов.
А что касается чтения Корана, приуроченного к 40-му или 52-му дням после похорон, то в Исламе об этом ничего не упоминается, более того, это становится запретным, если подобное совершается на деньги человека, попавшего в долги.
Отдел фетв, Муфтият РД
Почта: [email protected]
Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag