قال ابن حجر الهيتمي في كتابه تحفة
المحتاج
В своей книге «Тухфатуль Мухтаж» ибн Хаджар аль Хайтами пишет:
فمن مات وفي ذمته حج واجب بأن تمكن من الأداء بعد الوجوب أو عمرة واجبة كذلك ( وجب ) على الوصي ، فإن لم يكن فالوارث الكامل ، فإن لم يكن فالحاكم إن لم يرد فعل ذلك بنفسه ( الإحجاج ) أو الاعتمار ( عنه من تركته ) فورا
«За того, кто умер, не совершив обязательные хадж и ‘умру, имея возможность, паломничество должен совершить или отправить другого за счет имущества покойного в срочном порядке тот, кому он это завещал.
Если (покойный) никому не завещал, то хадж и ‘умру за него должен совершить его полноценный [совершеннолетний, разумный] сам наследник или отправить другого. Если нет наследника, то паломничество совершает хаким [имам мечети] или уполномачивает другого».
وخرج بتركه ما إذا لم يخلف تركة فلا يلزم أحدا الحج ولا الإحجاج عنه ، لكنه يسن للوارث وللأجنبي ، وإن لم يأذن له الوارث
«Если же после него не осталось наследственного имущества, то никто не обязан за него совершать хаджа [и ‘умры] или отправлять кого-то в паломничество, но все же наследнику и постороннему человеку, даже если ему наследник не дал разрешения, является желательным (сунна) выполнить этот обязанность (фарз) за покойного».
وبقوله في ذمته النفل فلا يجوز حجه عنه إلا إن أوصى به
(ج- ٤، ص- ٢٩)
«Что касается желательного хаджа (и ‘умры), то нельзя их совершать за умершего, если он не завещал этого».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• Обязательные хадж и ‘умру за покойного совершать можно, даже если он этого не завещал.
• Желательные же (дополнительные) хадж и ‘умру за мертвого можно совершать, если это было завещано.
Отдел фетв, Муфтият РД
Почта: [email protected]
Канал в Телеграмм: https://t.me/fatawadag