Отказ от подарка

Вопрос: 
Имею ли я право отказываться от подарков, которые, по-моему мнению, дороги, чтобы их принимать?

Ответ:

Наша религия – религия мира, любви и милосердия. Распространение любви является неотъемлемой ее частью, а подарки – одним из её средств.

Дарение подарков является желательным действием (сунной) нашего любимого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который заповедовал дарить подарки от чистого сердца, чтоб проявить свою любовь и заслужить довольство Всевышнего Аллаха за доброе дело.

В хадисе, переданном от имама аль-Бухари, сказано:

«تهادوا تحابوا»

 «Дарите подарки, и меж вами будут укрепляться чувства любви, уважения друг к другу»

[Имам аль-Бухари №954].

Так же передается хадис от имама Ахмада в «Муснаде» о нежелательности отказываться от подарков.

«من بلغه معروف عن أخيه من غير مسألة، ولا إشراف نفس فليقبله ولا يرده ؛

فإنما هو رزق ساقه الله إليه»

«Если кому-то будет сделано что-либо благое со стороны единоверца не по его просьбе и инициативе, то пусть примет и не отказывается от него: ведь это удел, которым наделил его Всевышний Аллах»

[«Муснад» имама Ахмада №17936].

قال الإمام  النووي في كتابه  شرح صحيح مسلم

В своей книге «Шарх Сахих аль-Муслим» имам ан-Навави пишет:

واختلف العلماء فيمن جاءه مال هل يجب قبوله أم يندب ؟ والصحيح المشهور الذي عليه الجمهور أنه يستحب

«Относительно того, обязан ли человек отказаться от подарка, или желательно ли ему принять его, если человек вручил что-либо из своего имущества в качестве подарка, среди ученых в шафиитском мазхабе есть разногласие.

Согласно более известному и достоверному слову, принимать подарки желательно (мустахаб)».

Далее имам ан-Навави пишет:

أنه يستحب لمن امتنع من قبول هدية و نحوها لعذر أن يعتذر بذلك إلى المهدي تطييبا لقلبه

(ج8/ص107)

Также желательно тому, кто отказался от подарка или подобного ему по уважительной причине, объяснить дарителю причину отказа, проявляя к нему уважение»

[См. «Шарх Сахих аль-Муслим» том 8, стр. 107].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Принимать подарки, будь они дорогими или скромными, желательно, как и отвечать на них взаимным подношением или искренним дуа.

• Нежелательно возвращать подарок без уважительных причин. А если ясно, что даритель желает получить взамен и т.д., тогда нет нежелательности вернуть.

• Если есть веская причина не принимать подарок, то он должен красиво отказаться, объяснив причину, чтоб не обидеть дарителя.

Отдел фетв, Муфтият РД

Почта: fatavadag@mail.ru

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.