
قال الإمام النووي في كتابه منهاج الطالبين
Имам ан-Навави в своей книге «Минхаж аль-талибин» пишет:
ﺣﻴﻮاﻥ اﻟﺒﺤﺮ اﻟﺴﻤﻚ ﻣﻨﻪ ﺣﻼﻝ ﻛﻴﻒ ﻣﺎﺕ، ﻭﻛﺬا ﻏﻴﺮﻩ ﻓﻲ اﻷﺻﺢ
«Употребление в пищу мяса морских животных (рыб) дозволено, как бы они ни умерли. Также дозволено употреблять мясо остальных морских животных, обитающих только в воде, согласно более достоверному мнению».
ﻭﻣﺎ ﻳﻌﻴﺶ ﻓﻲ ﺑﺮ ﻭﺑﺤﺮ ﻛﻀﻔﺪﻉ ﻭﺳﺮﻃﺎﻥ ﻭﺣﻴﺔ ﺣﺮاﻡ اه
(ص-٣٢٢)
«А употребление мяса земноводных животных, которые живут как на суше, так и в воде, подобно лягушке, раку и змее, запрещено»
[См.: Минхаж аль-талибин, с. 322].
قال ابن حجر الهيتمي في كتابه تحفة المحتاج
Ибн Хажар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтаж» говорит:
ﻭﺟﺮﻳﺎ ﻋﻠﻰ ﻫﺬا ﻓﻲ اﻟﺮﻭﺿﺔ ﻭﺃﺻﻠﻬﺎ ﺃﻳﻀﺎ ﻟﻜﻦ ﺗﻌﻘﺒﻪ ﻓﻲ اﻟﻤﺠﻤﻮﻉ ﻓﻘﺎﻝ
«Имам Навави в своей книге «Равза аль-талибин» и имам ар-Рафии в книге “Аль-азиз” придерживаются этого же мнения. Однако Имам ан-Навави в другом своем труде ”Аль-мажму'” возразил этому мнению и сказал:
اﻟﺼﺤﻴﺢ اﻟﻤﻌﺘﻤﺪ ﺃﻥ ﺟﻤﻴﻊ ﻣﺎ ﻓﻲ اﻟﺒﺤﺮ ﺗﺤﻞ ﻣﻴﺘﺘﻪ ﺇﻻ اﻟﻀﻔﺪﻉ ﺃﻱ ﻭﻣﺎ ﻓﻴﻪ ﺳﻢ،
“Более аргументированным считается мнение, согласно которому дозволено употреблять мясо всех животных, обитающих в воде, за исключением лягушки и ядовитых животных”.
ﻭﻣﺎ ﺫﻛﺮﻩ اﻷﺻﺤﺎﺏ ﺃﻭ ﺑﻌﻀﻬﻢ ﻣﻦ ﺗﺤﺮﻳﻢ اﻟﺴﻠﺤﻔﺎﺓ ﻭاﻟﺤﻴﺔ .. ﻣﺤﻤﻮﻝ ﻋﻠﻰ ﻣﺎ ﻓﻲ ﻏﻴﺮ اﻟﺒﺤﺮ
“А что касается мнения сподвижников имама Шафии о недозволенности употребления мяса черепахи и змеи ..., то это мнение применимо к черепахам и змеям, которые обитают только на суше”».
قال عبد الحميد الشرواني في حاشيته
Абдулхамид аль-Ширвани в своих субкомментариях пишет:
ﻗﻮﻟﻪ ﻓﻲ اﻟﺮﻭﺿﺔ ﻭﺃﺻﻠﻬﺎ ﺇﻟﺦ اﻋﺘﻤﺪﻩ اﻟﻨﻬﺎﻳﺔ
«Мнение о запрете употребления мяса земноводных, которого придерживаются Навави в книге "Равзат аль-талибин" и Рафии в книге "Аль-мажму", Мухаммад ар-Рамли в своей книге "Нихаят аль-мухтаж" посчитал более верным».
ﻭاﻋﺘﻤﺪ اﻟﻤﻐﻨﻲ ﻣﺎ ﻓﻲ اﻟﻤﺠﻤﻮﻉ، ﻛﻤﺎ ﻫﻮ ﻇﺎﻫﺮ ﺻﻨﻴﻊ اﻟﺸﺎﺭﺡ
(٩\٣٧٨)
«А мнение о дозволенности употребления мяса земноводных, кроме лягушки и ядовитых животных, которого придерживается Навави в книге "Аль-мажму", посчитал более аргументированным аль-Хатиб аль-Ширбини в своей книге "Мугни аль-мухтаж", как это ясно и из комментариев автора (то есть ибн Хажара аль-Хайтами)»
[См.: Тухфат аль-мухтаж, т. 9, с. 378].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• В вопросе употребления в пищу мяса земноводных, кроме лягушки и ядовитых животных, в шафиитском мазхабе есть два равносильных мнения. Следовательно, в подобных вопросах можно придерживаться любого из них.
Отдел фетв, Муфтият РД
Почта: [email protected]
Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag
Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag
Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd