Хадж и умра на запретные средства

8 Август 2018
2786
Вопрос: 
Разрешается ли совершать хадж или умру на запретные средства?

Хадж и умра являются одним из столпов Ислама, поэтому очень важно совершить их на дозволенные средства.

Передается от сподвижника Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"إذا خرج الرجل حاجا بنفقة طيبة و وضع رجله في الغرز فنادى لبيك اللهم لبيك ناداه مناد من السماء لبيك وسعديك زادك حلال وراحلتك حلال وحجك مبرور غير مأزور وإذا خرج بالنفقة الخبيثة فوضع رجله في الغرز فنادى لبيك ناداه مناد من السماء لا لبيك ولا سعديك زادك حرام ونفقتك حرام وحجك مأزور غير

مبرور"

(رواه الطبراني في الأوسط (6\109) برقم

5224 وفي الترغيب والترهيب الترغيب برقم 1723

«Тот, кто выходит в хадж с чистым имуществом, когда он (садясь на лошадь и т.д.) поставит свою ногу в стремя и скажет слова: "Я перед тобой, о мой Господь", – ему с небес ответят: "Добро пожаловать, тебе счастье, твоя провизия дозволенная, и твой транспорт дозволенный, твой хадж будет принятым, и тебе не будет греха", а когда человек выходит с грязным (недозволенным) имуществом, когда он поставит свою ногу в стремя и скажет : "Я перед тобой, о мой Господь", – ему с небес отвечают: "Нет тебе приветствия, нет тебе счастья, твоя провизия недозволенная, и твои расходы недозволенные, и этот хадж будет греховным, неблагочестивым"».

Относительно того, будет ли считаться  принятым (исполненным) хадж и умра, совершенные на запретные средства, среди ученых есть разногласия.

Имам ан-Навави в своей книге «Аль-Изах» пишет следующее:

ليحرص على أن تكون نفقته حلالا خالصة من الشبهة فإن خالف وحج بما فيه شبهة أو بمال مغصوب صح حجه في ظاهر الحكم لكنه ليس حجا مبرورا ويبعد قبوله. هذا مذهب الشافعي ومالك وأبي حنيفة رحمهم الله وجماهير العلماء من السلف والخلف، وقال أحمد بن حنبل لا يجزيه الحج بمال حرام.

 (ص-٥١)

«Паломник должен стараться, чтобы его расходы на хадж были дозволенными (халяль), чистыми от сомнительных средств.

Если же всё-таки он совершит хадж на сомнительные или же насильно отобранные средства, его хадж считается исполненным, однако не будет благочестивым, и маловероятно, что он будет принят.

Это мнение мазхаба имама аш-Шафи’и, имама Малика и имама Абу Ханифы, да смилуется над ними Аллах, а также это мнение большинства ранних и поздних ученых.

Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал, что Хадж, совершенный на запретные средства, не будет действительным».

[См.: Аль Изах, с. 51].

Имам ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтаж» пишет:

ولو حج أو اعتمر بمال حرام عصى وسقط فرضه

(٣\٢٥٥)

«Если человек совершит хадж или умру на недозволенные средства, то ему за это будет грех, однако с него снимается обязанность совершения большого и малого паломничества».

[См.: Нихаят аль-Мухтаж, т. 3, с. 255].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Из вышесказанного ясно, что хадж и умра, совершенные на запретные средства, считается канонически исполненным, т.е. считается, что человек выполнил свою обязанность, но такое паломничество, ни малое, ни большое, не будут благочестивыми, и за них человеку запишется грех.

Отдел фетв, Муфтият РД

Почта: [email protected]

Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag

Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.