Ночёвка в долине Муздалифа

Вопрос: 
Обязательно ли паломникам ночевать в долине Муздалифа?

Ответ:

Ибн Хажар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтаж» пишет:

ويبيتون وجوبا  .. (بمزدلفة) ... وقيل سنة ورجحه الرافعي وقيل ركن

«Ночевка в долине Муздалифа является обязательным действием (за несоблюдение его полагается штраф). Однако есть и слабое мнение, что это желательно (сунна). Это мнение имам ар-Рафии посчитал более верным. Есть ещё одно слабое мнение, что это столп (т. е. "рукн"– обязательная часть, без которого хадж считается недействительным)».

 .. ويحصل بلحظة من النصف الثاني ولو بالمرور

«...Пребывание в Муздалифа считается действительным с момента прохождения середины ночи (нужно понимать, что ночь начинается с заходом диска солнца за горизонт и продолжается до рассвета: до времени наступления утреннего намаза. Таким образом, если этот промежуток ночи условно поделить на две части, то достаточно находиться в Муздалифа на мгновение после прохождения середины ночи), даже если просто пройти по территории Муздалифа не останавливаясь».

ومن دفع منها بعد نصف الليل ، أو قبله  بعذر، أوغيره  وعاد قبل الفجر فلا شيء عليه

«Штраф не возлагается на того, кто покинул долину Муздалифа после прохождения середины ночи (хоть и не вернулся до рассвета) либо до середины ночи, будь то по уважительной причине или без причины ,но вернулся в долину Муздалифа до рассвета».

ومن لم يكن بها في النصف الثاني أراق دما وفي وجوبه القولان..  لكن الأصح هنا الوجوب حيث لا عذر

«Относительно того, возлагается штраф на того, кто не был в Муздалифа во второй половине ночи, или этот штраф желателен, существует два мнения. Более верным мнением является то, что этот штраф возлагается, если ночевка в долине Муздалифа была пропущена без веской причины».

.. ومن العذر هنا اشتغاله بالوقوف ، أو بطواف الإفاضة بأن وقف ثم ذهب إليه قبل النصف ، أو بعده ولم يمر بمزدلفة ، وإن لم يضطر إليه

«... веской причиной, позволяющей избежать штраф  тут может быть стояние  паломника  на горе Арафа (т. е. если ему не удалось беспрепятственно ночью покинуть Арафа и пойти на Муздалифа). Или паломник был занят обязательным обходом вокруг Каабы (тавафуль ифаза), т. е. после стояния на горе Арафа он до полуночи с Муздалифа пошёл в Мекку сделать тавафуль ифаза или после полуночи, сразу с горы Арафа, обойдя Муздалифа, он пошёл в Мекку сделать этот таваф , даже если не было необходимости так поступать».

.. نعم ينبغي أنه لو فرغ منه وأمكنه العود لمزدلفة قبل الفجر لزمه ذلك

«Но стоит отметить, что если после завершения тавафа у него есть возможность до рассвета вернуться в местность Муздалифа, то он обязан вернуться (иначе полагается штраф), если нет достаточного времени до рассвета, то штраф не полагается».

Комментируя вышесказанное, имам аш-Ширвани пишет:

قوله: (ومن العذر هنا إلخ) ومنه ما لو خافت المرأة طرو الحيض أو النفاس فبادرت إلى مكة  للطواف

(٣\١١٣)

«К подобной причине относится и та, когда женщина, боясь наступления менструального цикла или послеродовых выделений (при наличии которых запрещено совершать таваф), не пребывая на Муздалифа во второй половине ночи) отправляется в Мекку совершить таваф»

[См.: Тухфат аль-мухтаж, т. 3, с. 113].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Из вышесказанного ясно, что по более верному мнению ночевать в местности Муздалифа обязательно, хотя есть мнение, что это необязательно, а желательно (сунна).

Отдел фетв, Муфтият РД

Почта: fatavadag@mail.ru

Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag

Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.