Сомнительный заработок

Вопрос: 
Дозволены ли деньги, полученные от заведения, где торгуют запретным, если оказать им ремонтно-бытовые услуги (заказ стеклопакетов, натяжных потолков и т. д.)?

Ответ:

Ученый шафи'итского мазхаба Ибн Хажар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет:

ﻓﺈﻥ ﻭﻗﻒ ﻣﺴﻠﻢ .. (ﻋﻠﻰ ﺟﻬﺔ ﻣﻌﺼﻴﺔ كعمارة ﻧﺤﻮ اﻟﻜﻨﺎﺋﺲ) اﻟﺘﻲ ﻟﻠﺘﻌﺒﺪ ﺃﻭ ﺗﺮﻣﻴﻤﻬﺎ .. ﺃﻭ ﻗﻨﺎﺩﻳﻠﻬﺎ ﺃﻭ ﻛﺘﺎﺑﺔ ﻧﺤﻮ اﻟﺘﻮﺭاﺓ (ﻓﺒﺎﻃﻞ) ﻷﻧﻪ ﺇﻋﺎﻧﺔ ﻋﻠﻰ ﻣﻌﺼﻴﺔ

«Если мусульманин сделает вакф[1] в недозволенном направлении, например, на строительство и ремонт церквей, для поклонения, для приобретения ламп (для подобных храмов) или же на копирование и распространение Торы, то этот вакф недействителен, поскольку это содействие запретному»

[См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 6, с. 246]

Ученый мазхаба имама Абу ханифы Ибн 'Абидин в своих субкомментариях пишет:

ﻭﻟﻮ ﺁﺟﺮ ﻧﻔﺴﻪ ﻟﻴﻌﻤﻞ ﻓﻲ اﻟﻜﻨﻴﺴﺔ ﻭﻳﻌﻤﺮﻫﺎ ﻻ ﺑﺄﺱ ﺑﻪ ﻷﻧﻪ ﻻ ﻣﻌﺼﻴﺔ ﻓﻲ ﻋﻴﻦ اﻟﻌﻤﻞ

«Если мусульманин заключит арендный договор, согласно которому он будет работать в храмах иноверцев, строить, ремонтировать их, то это не запретно, поскольку сама работа, которую он будет проводить в виде строительства и ремонта, не запретна»

[См.: Хашия ибн 'Абидин, т. 6, с. 391]

Также Ибн Хажар аль-Хайтами в этой же книге пишет следующее:

ﻭﻻ ﺗﺤﺮﻡ ﻣﻌﺎﻣﻠﺔ ﻣﻦ ﺃﻛﺜﺮ ﻣﺎﻟﻪ ﺣﺮاﻡ ﻭﻻ اﻷﻛﻞ ﻣﻨﻬﺎ

«Не запрещено вести торговлю с тем, большая часть имущества которого получена запретным путем, а также оказывать ему услуги за плату и т. д.  Также не запрещено расходовать и на пропитание и т. д. полученные от него денежные средства»

[См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 9, с. 389]

Ханафитский ученный Ахмад ат-Тахтави в своих субкомментариях пишет:

ﻣﻦ ﺃﻛﺜﺮ ﻣﺎﻟﻪ ﺣﺮاﻡ ﻻ ﺗﺤﺮﻡ ﻣﺒﺎﻳﻌﺘﻪ ﺣﻴﺚ ﻟﻢ يتحقق ﺣﺮﻣﺔ ﻣﺎ ﺃﺧﺬﻩ ﻣﻨﻪ، ﻭﻟﻜﻦ ﻳﻜﺮﻩ ﺧﻮﻓﺎ ﻣﻦ اﻟﻮﻗﻮﻉ ﻓﻲ اﻟﺤﺮاﻡ

«Не запрещено вести торговлю с человеком, большая часть имущества которого получена запретным путем (но не всё), если точно неизвестно, что полученное от него именно из его запретного имущества. Однако это нежелательно, так как есть риск, что оно окажется из его запретного имущества».

[См.: Хашия ат-Тахтави, т. 1, с. 35]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Поскольку относительно дозволенности оказания упомянутых услуг среди ученых есть полемика, они однозначно не запрещены. И в этом случае они относятся к нежелательным, а имущество, полученное посредством этих услуг, является сомнительным. Зарабатывать такое имущество не запрещено, но по возможности лучше воздержаться от них.

Отдел фетв, Муфтият РД

Почта: fatavadag@mail.ru

Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag

Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

[1] Вакф — в мусульманском праве имущество, переданное отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.