Удел раба — «ризк» и его виды

Вопрос: 
Существует ли минимальный или максимальный удел (ризк) человека?

Ответ:

Уделом (ризк) человека, считается то, что человек фактически употребил (еда, одежда, имущество и тому подобное). Исходя из этого, невозможно, чтобы кто-то получил ризк другого, и также невозможно, чтобы ризк менялся.

Имам ас-Суюти в своём сборнике «Джами’ аль-Сагир» приводит следующий хадис:

إن روح القدس نفث في روعي أن نفسا لا تموت حتى تستكمل أجلها وتستوعب رزقها فاتقوا الله وأجملوا في الطلب ولا يحملن أحدكم استبطاء الرزق أن يطلبه بمعصية الله فإن الله تعالى لا ينال ما عنده إلا بطاعته

«Ангел Джибриль внушил мне, что не умрет человек, пока не проживет свой срок и не употребит весь свой ризк целиком. Так бойтесь же Аллаха и правильно ищите пропитание (то есть дозволенным путём в Исламе). Пусть ни один из вас не ищет ризка ослушаясь Аллаха, полагая, что получение ризка запаздывает, ибо то, что во владении Аллаха, обретают только послушанием Ему»

(передал Абу Умама № 3848)

Имам Бурхануддин ал-Лякани в своей книге «Хидаят аль-Мурид» пишет следующее:

وهو عند أهل السنة والجماعة: ((ما سقاه الله تعالى إلى الحيوان بالفعل)) فدخل رزق الإنسان والدواب وغيرهما وشمل المأكول وغيره مما ينتفع به وخرج عنه ما لم ينتفع به وإن كان السوق للانتفاع

«Ризкэто то, чем наделил Аллах живые существа фактически, согласно мнению Ахлю сунны. Наделяется ризком человек, животные и другие существа. Он (ризк) включает в себя съедобное и несъедобное из того, что пригодно для использования. Исключением из правила является то, что не использовалось, даже если в будущем будет дано человеку для использования»

[См.: «Хидаят аль-Мурид», т. 2, с.1175-1176].

Имам Ибрахим аль-Баджури в своей книге «Тухфат аль-Мурид» пишет следующее:

فمن ملك شيئا وتمكن من الانتفاع به ولَم ينتفع به بالفعل فليس ذلك الشيء رزقا له وإنما يكون رزقا لمن ينتفع به بالفعل وبهذا ظهر قول أكابر أهل السنة إن كل احد يستوفي رزقه وإنه لا يأكل غيره رزقه

«Имущество, владея которым человек мог бы воспользоваться, но не воспользовался фактически, не считается его ризком. Оно станет ризком того, кто воспользуется этой вещью фактически. Это поясняет слова великих ученых из Ахлю сунны о том, что каждый получит сполна свой ризк и что ни один человек не присвоит себе ризк другого»

Также он пишет:

الأرزاق نوعان ظاهرة للأبدان كالأقوات وباطنة للقلوب كالعلم والمعرفة

«Ризк бывает двух видов. Первый, видимый, как средство пропитания. Второй, скрытый, как науки и познания»

[См.: Тухфат аль-Мурид, с. 313].

Имам Ахмад Зарук в своей книге «И'тинам аль-Фаваид» пишет:

فلا يأكل أحد رزق غيره و لا يموت أحد قبل أجله

«Ни один не пользуется ризком другого, и не умрет никто, прежде срока, определенного Аллахом ...»

[См.: «И'тинаму аль-Фаваид» с. 121].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Ризк это то, что человек фактически употребил, а не просто то, чем человек владеет независимо, каким путем он его добыл: дозволенным или запретным. Однако от него требуется искать его дозволенным путём и остерегаться от запретного.

Ризк человека не меняется, и ни один не может получить ризк, предписанный другому.

Отдел фетв, Муфтият РД

Почта: fatavadag@mail.ru

Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag

Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.