Аукцион

Вопрос: 
Можно ли покупать товар на аукционе?

Ответ:

Ибн Хаджар аль-Аскаляни в своей книге «Фатхуль Бари» приводит хадис:

" أنه - صلى الله عليه وسلم - باع حلسا وقدحا وقال: من يشتري هذا الحلس والقدح؟ فقال رجل : أخذتها بدرهم ، فقال : من يزيد على درهم؟ فأعطاه رجل درهمين ، فباعهما منه"

«Пророк да благословит Его Аллах и приветствует, продавая циновку и чашу, спросил: "Кто купит эту циновку и чашу?" Один мужчина ответил: "Я возьму за один дирхам". Тогда Пророк да благословит Его Аллах и приветствует сказал: "Кто даст больше чем один дирхам?" И тогда один мужчина дал два дирхама, а Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, продал их ему»

[См:. Фатхуль Бари, с. 415].

Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет:

والسوم على سوم غيره ... أو يقول لمالكه استرده لأشتريه منك بأكثر

«Запрещено (харам) предлагать торговую сделку, причиняя вред сделке другого. Например, человек говорит продавцу: “Верни товар, и я куплю у тебя его по более высокой цене”».

... وإنما يحرم ذلك بعد استقرار الثمن بأن يصرحا بالتوافق على شيء معين

«Вышесказанное запрещено в том случае, если продавец и (первый) покупатель прямым текстом при обоюдном согласии договорились о цене (но сама сделка ещё не состоялась, а если сделка состоялась, то это тем более запрещено)».

... بخلاف ما لو انتفى ذلك أو كان يطاف به فتجوز الزيادة فيه لا بقصد إضرار أحد

«Если все вышесказанное не имело места (т. е. нет конкретной договоренности о цене) или же этот товар продается на аукционе, то можно предлагать более высокую цену, но не с целью причинить вред другому».

Комментируя вышесказанное, имам аш-Ширвани пишет:

قوله: فتجوز الزيادة إلخ لكن يكره فيما لو عرض له بالإجابة

«Но если продавец дал кому-то согласие на сделку не прямым текстом, а намеком, то нежелательно предлагать ему отказаться от этой сделки, предлагая (за товар) более высокую цену»

[См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 4, с. 314].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

•Покупать товар на аукционе значит, что покупатель будет предлагать более высокую цену за этот товар.

Это разрешено:

 1) если он предлагает более высокую цену с намерением купить этот товар, а не для того чтобы искусственно завысить цену и обмануть другого покупателя;

2) если продавец ещё ни с кем не договорился о продаже этого товара за определенную цену.

•Если продавец не прямо, а косвенно, намеком дал кому-то  согласие на продажу товара, то в этом случае нежелательно (карахат) предлагать отказаться от сделки, предлагая за товар более высокую цену.

Отдел фетв Муфтията РД

Почта: fatavadag@mail.ru

Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag

Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.