Интернет-магазин

Вопрос: 
Дозволена ли в Исламе торговля, когда купля – продажа осуществляется через посредника, предлагающего товар в сети Инстаграм, и по оплате клиентом товара, который ни покупатель, ни продавец не видели, переадресовывает клиента к поставщику для завершения сделки, заранее сняв свой процент с оплаты?

Ответ:

В этом вопросе необходимо отметить два момента.

1) можно ли продавать товар, который не видели ни продавец, ни покупатель?

2) действительна и дозволена ли сделка с хозяином товара?

Согласно более аргументированному мнению торговая сделка, в которой продавец и покупатель воочию не видели ни товара, ни оплаты за него, считается недействительной.

О втором, менее аргументированном мнении, ибн Хаджар аль Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет следующее:

... (والثاني وبه قال الأئمة الثلاثة (يصح) البيع إن ذكر جنسه ، وإن لم يرياه (ويثبت الخيار) للمشتري وكذا البائع على خلاف فيه (عند الرؤية

«Второе (менее аргументированное) мнение гласит, что сделка считается действительной, даже если продавец и покупатель не видели ни самого товара, ни его оплаты за него. Это в том случае, если в сделке оговорен вид оплаты или товара.

Этого мнения также придерживаются учёные остальных трёх мазхабов.

После такой сделки у продавца по получении оплаты и у покупателя по получении товара, сохраняется право расторжения этой сделки»

[См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 4, с. 263].

Имам Абдуррахман аш-Ширбини в субкомментариях пишет:

... يقع أن المالك يقول لآخر: بع هذا بكذا، وما زاد فهو لك فإن امتنع المالك بعد من دفع الزائد فلا شيء للآخر؛ إذ ليس هنا عقد فاسد، ولا صحيح

«…Бывает так, что собственник товара говорит продавцу: “Продай этот товар за определённую цену, а наценка выше этой стоимости останется тебе”. И если собственник (после продажи товара продавцом) откажется отдать ему наценку, то продавец не имеет права ее требовать, так как здесь нет договора, обеспечивающего сделке действительность или недействительность»

[См.: Хашия Аль-гурар аль-бахия, т. 3, с. 311].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Из вышесказанного следует, что, согласно более аргументированному мнению учёных мазхаба имама аш-Шафии, торговая сделка по сайту, если покупатель и продавец воочию не видели оплаты и товара, считается недействительной.

• Согласно остальным трём мазхабам и менее аргументированному мнению мазхаба имама аш-Шафии такая сделка считается действительной, если упомянуть вид оплаты и этой продукции, описав сам товар и его характеристики.

• Следуя мнению тех, кто считает такую сделку действительной, данный вид торговли можно считать дозволенным.

Отдел фетв Муфтията РД

Почта: fatavadag@mail.ru

Телеграм: https://t.me/fatawadag

Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.