В этом вопросе необходимо отметить два момента.
1) можно ли продавать товар, который не видели ни продавец, ни покупатель?
2) действительна и дозволена ли сделка с хозяином товара?
Согласно более аргументированному мнению торговая сделка, в которой продавец и покупатель воочию не видели ни товара, ни оплаты за него, считается недействительной.
О втором, менее аргументированном мнении, ибн Хаджар аль Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет следующее:
... (والثاني وبه قال الأئمة الثلاثة (يصح) البيع إن ذكر جنسه ، وإن لم يرياه (ويثبت الخيار) للمشتري وكذا البائع على خلاف فيه (عند الرؤية
«Второе (менее аргументированное) мнение гласит, что сделка считается действительной, даже если продавец и покупатель не видели ни самого товара, ни его оплаты за него. Это в том случае, если в сделке оговорен вид оплаты или товара.
Этого мнения также придерживаются учёные остальных трёх мазхабов.
После такой сделки у продавца по получении оплаты и у покупателя по получении товара, сохраняется право расторжения этой сделки»
[См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 4, с. 263].
Имам Абдуррахман аш-Ширбини в субкомментариях пишет:
... يقع أن المالك يقول لآخر: بع هذا بكذا، وما زاد فهو لك فإن امتنع المالك بعد من دفع الزائد فلا شيء للآخر؛ إذ ليس هنا عقد فاسد، ولا صحيح
«…Бывает так, что собственник товара говорит продавцу: “Продай этот товар за определённую цену, а наценка выше этой стоимости останется тебе”. И если собственник (после продажи товара продавцом) откажется отдать ему наценку, то продавец не имеет права ее требовать, так как здесь нет договора, обеспечивающего сделке действительность или недействительность»
[См.: Хашия Аль-гурар аль-бахия, т. 3, с. 311].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• Из вышесказанного следует, что, согласно более аргументированному мнению учёных мазхаба имама аш-Шафии, торговая сделка по сайту, если покупатель и продавец воочию не видели оплаты и товара, считается недействительной.
• Согласно остальным трём мазхабам и менее аргументированному мнению мазхаба имама аш-Шафии такая сделка считается действительной, если упомянуть вид оплаты и этой продукции, описав сам товар и его характеристики.
• Следуя мнению тех, кто считает такую сделку действительной, данный вид торговли можно считать дозволенным.
Отдел фетв Муфтията РД
Почта: [email protected]
Телеграм: https://t.me/fatawadag
Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag
Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/