Поездка (сафар) женщины

Вопрос: 
Разрешена ли женщинам поездка на короткое расстояние (10-40 км) без сопровождения махрама?

Ответ:

Имам ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет:

أما سفرها وإن قصر لغير فرض فحرام مع النسوة مطلقا

«Поездка женщины с определенной группой женщин, кроме как для совершения фарза,  является абсолютно запретной даже на короткое расстояние»

[См.: Нихаят аль-Мухтадж, т. 3, с. 250].

Это мнение считается более верным в шафиитском мазхабе.

Однако, согласно мазхабу имама Абу Ханифы, если расстояние её пути не достигает 81-88 километров, которые можно пройти в течение трёх дней, то поездка не считается сафаром, и женщина может отправиться в такой путь без сопровождения махрама, но с соблюдением остальных мер безопасности в дороге.

Имам ан-Навави в своей книге «Аль-маджму'» приводит слова Абу Хамида Аль-Исфирани, который говорит:

والمسافة التي يشترط أبو حنيفة فيها المحرم ثلاثة أيام فإن كان أقل لم يشترط

«”Расстояние, при котором, по мнению Абу Ханифы, в поездке обязателен махрам, — это расстояние трехдневного пути (пешим или верхом, с остановками для еды, и другого, что необходимо). Если же расстояние меньше, чем это, то сопровождение махрама для женщины имам Абу Ханифа не считает необходимым”»

[См.: Аль-маджму' т. 9, с.254].

Имам аш-Шайбани аль-Ханафи в своей книге «Аль-Худжа» пишет:

ولكن الذي نهى رسول الله صلى الله عليه واله وسلم عنه من سفر المراة هو الذي تقصر فيه الصلاة لان ما دونه قد اذن للمراة ان تسافر فيه بغير محرم فكانه غير سفر.

«Поездка женщины, запрещенная Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, – это путь, расстояние которого позволяет сокращать намазы, так как на меньшее расстояние (не позволяющее сокращать намазы) женщине разрешено отправляться в путешествие без махрама. И такая поездка не считается путешествием»

[См.: Аль-Худжа т.1, с.189].

Имам Аль-Касани аль-Ханафи в своей книге «Бадаи'у ас-санаи'» пишет:

وما دون ثلاثة أيام ليس بسفر فلا يشترط فيه المحرم

«Расстояние, занимающее менее трёх дней пути, не является путешествием и не требует сопровождения махрама»

[См.: Бадаи'у ас-санаи’, т. 3, с. 56].

Ученый маликитского мазхаба Абу аль-Валид аль-Баджи в своей книге «Аль-мунтака» пишет:

ولعل هذا الذي ذكره بعض أصحابنا إنما هو في حال الانفراد والعدد اليسير فأما القوافل العظيمة والطرق المشتركة العامرة المأمونة فإنها عندي مثل البلاد التي يكون فيها الأسواق والتجار فإن الأمن يحصل لها دون ذي محرم ولا امرأة وقد روي هذا عن الأوزاعي

«Возможно то, о чем упоминают некоторые наши (маликитские) учёные касательно необходимости махрама в поездках, уместно, если женщина одна, а вокруг мало людей. А при наличии больших групп людей и общественных дорог, обустроенных и безопасных, то, по моему мнению, они подобны городам, где есть улицы и рынки и  женщина находится в безопасности без махрама и сопровождающей женщины, и такое путешествие разрешено. Это приводится от имама Аль-Авза'и»

[См.: Аль-мунтака, т. 3, с. 82].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Согласно мазхабу имама аш-Шафии, запрещено женщине отправляться в путь без сопровождения махрама, кроме как для совершения обязательных действий, таких как хадж, необходимый заработок и т.д.

• Согласно мазхабу имама Абу Ханифы, если протяженность дороги короче трехдневного пути  (81-88 километров), то поездка не считается путешествием, и женщина может отправиться в путь без махрама, но при гарантии безопасности её дороги.

Отдел фетв Муфтията РД

Почта: fatavadag@mail.ru

Телеграм: https://t.me/fatawadag

Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.