Кровопускание (хиджама)

Вопрос: 
К какому виду деятельности, согласно Исламу, относится хиджама, и можно ли за нее брать деньги?

Ответ:

Деятельность хаджама (человек, проводящий процедуру кровопускания) относится к "фарзуль кифаят", т. е.  к коллективной обязанности мусульман,  выполнение которого определенным количеством людей освобождает от ответственности остальных. Это такие обязанности, как  медицина, строительство больниц, вынесение фетв, заупокойная молитва, и т. д.

Имам аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» относительно этого пишет:

 والحرف والصنائع كالتجارة والخياطة والحجامة

«К коллективным обязанностям относятся такие профессии и ремёсла, как торговля, швейное дело, хиджама и т. д.»

[См.: Мугни аль-Мухтадж, т. 4, с. 281].

Ученые-богословы шафиитского мазхаба относительно заработка хиджамой сказали следующее.

Имам аль-Харамайн, в своей книге «Нихаят аль-Матлаб» пишет:

كسب الحجام حلال، ولو امتنع الاكتساب به مع مسيس الحاجة اليه لجر ذلك ضرارا عظيما

«Заработок того, кто занимается кровопусканием, считается дозволенным. Если бы при острой нужде людей в этом такая деятельность была бы запретной, то это привело бы к очень плохим последствиям».

Далее он пишет:

الاكتساب بهذا وإن كان حلالا فلا ينبغي للإنسان ان يرغب فيه مع قدرته على نوع اخر من الكسب

«Зарабатывать хиджамой дозволено, но человеку не следует стремиться к такому заработку, имея возможность зарабатывать другим способом»

[См.: Нихаят аль-Матляб, т. 18, с. 216-217].

Имам ибн Руфг’а, да будет доволен им Аллах, в своей книге «Кифаят ан-Набих» пишет:

...ومكروه وهو ما باشر في النجاسة كالحجام والجزار وكناس الحشوش والاقذار

«Нежелательными профессиями считаются те, в которых предполагается контакт с нечистотами. Это ремесло хаджама, мясника, метельщика садов или мест, где есть нечистоты»

[См.: Кифаят ан-Набих, т. 4, с. 245].

Однако согласно мазхабу имама Малика в этом вопросе нет даже нежелательности.

Ученый маликитского мазхаба Абу Валид аль-Баджи в своей книге «Аль-Мунтака шарх аль-Муватта» пишет следующее:

فاما أجرة الحجام فباح أكلها

«Что касается оплаты труда хаджама, то она дозволена»

[См.: Аль-Мунтака шарх аль-Муватта, т. 7, с. 298].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Согласно мазхабу имама аш-Шафи’и  хиджама является фарзуль кифаятом — коллективной обязанностью. Тем не менее, зарабатывать хиджамой человеку нежелательно. Причина нежелательности в том, что он контактирует с нечистотами, в данном случае с кровью.

• Согласно мазхабу имама Малика в таком заработке нет нежелательности.

Отдел фетв Муфтията РД

Почта: fatavadag@mail.ru

Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag

Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.