Суицид

Вопрос: 
Как Ислам относится к суициду?

Ответ:

Имам Муслим в своём сборнике «Сахих Муслим» передаёт следующие хадисы:   

من قتل نفسه بحديدة، فحديدته في يده يتوجأ بها في بطنه في نار جهنّم خالدا مخلّدا فيها أبدا، ومن شرب سما فقتل نفسه، فهو يتحسّاه في نار جهنّم خالدا مخلّدا فيها أبدا، ومن تردّى من جبل وقتل نفسه، فهو يتردّى في نار جهنّم خالدا مخلّدا فيها أبدا 

«Убивший (намеренно) себя чем-то металлическим, окажется навечно в аду, повторяя там акт самоубийства. Тот, кто (намеренно) употребит смертельный яд и убьет себя, пребудет навечно в адском огне, повторяя акт самоубиения. Тот, кто (намеренно) сбросится с горы и убьет себя, останется в адском огне вечно, повторяя там акт самоубийства».

Имам Мула Али аль-Кари, комментируя этот хадис, пишет следующее:

المراد من هؤلاء الذين فعلوا ذلك مستحلين له وإن أريد منه العموم، فالمراد من الخلود والتأبيد المكث الطويل

«Имам ат-Тибий сказал: “В хадисе речь идет о тех самоубийцах, которые считали, что это дозволено. Если же считать, что хадис касается всех самоубийц, то под словами „вечность”,   „бесконечность” понимается долгое пребывание в аду”»

[См.: Миркат аль-Мафатих шарх Мишкат аль-Масабих», т. 7, с. 12].

Также Муслим передаёт:

من قتل نفسه بشيء في الدنيا عذّب به يوم القيامة

«Того, кто (намеренно) убьёт себя чем-либо на этом свете, накажут таким же образом на том свете»

[См.: Сахих Муслим, хадис №175-176].

Имам ибн Хаджар в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет следующее:

وقاتل نفسه كغيره في الغسل والصلاة وغيرهما لخبر "الصلاة واجبة على كل مسلم ومسلمة برا كان أو فاجرا وإن عمل الكبائر" وهو مرسل اعتضد بقول اكثر أهل العلم وخبر مسلم "أنه -صلى الله عليه وسلم-لم يصل على الذي قتل نفسه" أجاب عنه ابن حبان بأنه منسوخ، والجمهور بأنه للزجر عن مثل فعله

«Самоубийцу надо омыть и совершить за ним заупокойную молитву и остальные похоронные обряды, как и за другими покойниками-мусульманами, поскольку в хадисе сказано:

Заупокойный намаз является обязательным за каждым мусульманином и мусульманкой, добродетельным человеком он был или же грешником, совершавшим даже тяжкие грехи”. Хоть этот хадис и “мурсаль” (хадис, который передает «табиун» (современник сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) непосредственно от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, без упоминания его сподвижника передатчика), но он подкрепляется тем, что соответствует мнению большинства ученых.

Хадис имама Муслима о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершил заупокойного намаза за самоубийцей, ибн Хибан объяснил аннулированием этого решения. Большинство ученых придерживаются мнения, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершил намаз за самоубийцей, чтобы напугать совершающих подобные грехи».

[См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 3, с. 192].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Суицид является тяжким грехом, за которое на том свете последует суровое наказание, заключающееся в том, что самоубийца будет повторять акт самоубийства из раза в раз.

• За самоубийцей – мусульманином совершают все заупокойные обряды, включая намаз, как и за любым мусульманином, совершавшим тяжкие грехи при жизни.

• Человек, считающий, что самоубийство дозволено, впадает в неверие.

Отдел фетв Муфтията РД

Почта: fatavadag@mail.ru

Телеграм: https://t.me/fatawadag

Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.