Троекратный развод одномоментно

Вопрос: 
Считается ли троекратный развод, данный одномоментно, за один?

Ответ:

Большинство ученых предшественников (саляфов) и их последователи, в частности, ученые четырех религиозно-правовых школ (мазхабов) и их последователи едины во мнении, что развод, данный троекратно, или же стократно, в один момент, считается  за тройной.

Ученый шафи’итского мазхаба имам ибн Хаджар аль-Хайтами относительно этого вопроса в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет следующее:

ولا يحرم جمع الطلقات الثلاث..  أما وقوعهن معلقة كانت أو منجزة فلا خلاف فيه يعتد به، وقد شنع أئمة المذاهب على من خالف فيه، وقالوا: اختاره من المتأخرين من لا يعبأ به فأفتى به واقتدى به من أضله الله وخذله،

«Не запрещено давать сразу три развода. Что же касается того, что они имеют силу трёх разводов в случае непосредственного их осуществления, или если они даны в привязке с ситуацией, от которой будет зависеть их осуществление, то относительно этого нет противоречивого весомого мнения. Имамы мазхабов порицали тех, кто противоречил в этом вопросе. Они сказали: “Противоположное мнение (что три развода, данных одномоментно, считаются одним разводом) предпочел тот, кто вынес об этом фетву, не имея авторитета, а за ним последовали те, кого заблудил и унизил Аллах”»

[См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 8, с. 82-84].

Когда ученого ханафитского мазхаба имама Хайру-ддина   ар-Рамли  спросили:  «Считается ли троекратный развод, данный одномоментно, тройным?», он ответил:

نعم يقعن - أعني الثلاث - في قول عامة العلماء المشهورين ... ولا عبرة بمن خالفهم في ذلك و حكم بقول مخالفهم

«Да, троекратный развод, данный одномоментно, считается за три, согласно мнению всех авторитетных ученых. И не берут в расчет мнение тех, кто противоречил им в этом и вынес противоположное решение»

[См.: Аль-фатава аль-хайрия, т. 1, с. 72-73].

Ученый ханбалитского мазхаба имам ибн Куддама в своей книге «Аль-Мугни» пишет:

إذا قال لامرأته: أنت طالق ثلاثا. فهي ثلاث، وإن نوى واحدة، لا نعلم فيه خلافا

«Если муж скажет жене: “Ты разведена трижды”, то происходит три развода, даже если муж имел в виду один. Мы не знаем относительно этого вопроса разногласий»

[См.: Ибн Куддама, Аль-Мугни, т. 7 с. 483].

Также имам Аль-Бахути в своей книге «Кашшаф аль-Кина» пишет:

(وإذا قال) لزوجته: (أنت طالق ثلاثا فثلاث)

«Если муж скажет жене: “Ты разведена трижды”, то получается троекратный развод»

[См.: Аль-Бахути, Кашшаф аль-Кина, т. 5 с. 261].

Ученый маликитского мазхаба имам аль-Баджи в своей книге «Аль-Мунтака» пишет:

فقد رجع ابن عباس إلى قول الجماعة وانعقد به الإجماع

«Ибн Аббас согласился с мнением группы сподвижников (о том, что такой развод считается тройным), и таким образом в этом вопросе учёные пришли к единогласию (иджме)»

[См.: Аль-Баджи, Аль-Мунтака, т. 5, с. 261].

Отдел фетв Муфтията РД

Почта: fatavadag@mail.ru

Телеграм: https://t.me/fatawadag

Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.