Задаток в Исламе

4 Март 2020
5236
Вопрос: 
Дозволено ли в Исламе предварительно брать часть суммы в качестве задатка для того чтобы оставить его себе в случае, если клиент откажется от приобретения товара?

В данном вопросе можно рассмотреть два обстоятельства:

1. Предварительная выплата задатка до заключения сделки.

2. Обговаривание и выплата задатка во время заключения сделки.

• В первом случае, если сделка была завершена как положено, то деньги остаются продавцу. В противном случае он обязан вернуть задаток потенциальному покупателю (поскольку до заключения сделки он еще не покупатель).

• Если сделка состоится как положено, то продавец становится хозяином задатка, но до заключения сделки ему нельзя использовать эти деньги и инвестировать их без разрешения хозяина.

• Во втором случае, если во время заключения сделки стороны договорились о задатке, то она будет недействительной, поскольку такое условие является неправомерным и нарушает сделку.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

ولا يصح بيع العربون وهو (بأن يشتري) سلعةً (ويعطيه دراهم) مثلا (لتكون من الثمن إن رضي السلعة وإلا فهبة) بالنصب للنهي عنه رواه أبو داود وغيره؛ ولأن فيه شرطين فاسدين أحدهما: شرط الْهبة. والثاني: شرط الرّدّ على تقدير أن لا يرضى

«Сделка “’арбун” — не считается действительной. Эта та сделка которая проводится в следующей форме: например, покупатель приобретает товар и дает часть дирхамов (суммы) авансом для того, чтобы этот аванс послужил частью платы, если он будет удовлетворен товаром. Иначе это будет расцениваться как подношение (подарок) с его стороны продавцу.

Эта сделка недействительна, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил этот вид соглашения в соответствие с хадисом, переданным Имамом Абу Давудом и другими хадисоведами, а также потому что эта сделка заключает в себе два неправильных условия.

Первое условие — это передача (оставление) части суммы в качестве подарка. Второе условие — это договор о возврате товара в том случае, если покупатель не будет доволен».[1]

جرت العادة في بعض البلاد أن المشتري يقدم مبلغا من الثمن الى البائع قبل انجاز البيع، وذلك لتاكده وعده بالشراء؛ ويسمى في العرف: هامش الجدية... فهذه الدفعات ليست عربونا، وإنما هي امانة بيد البائع، تجري عليها احكام الامانات،

«В некоторых городах принято, что покупатель отдает продавцу определённую часть суммы предварительно до заключения торгового соглашения. И это делается для того, чтобы показать серьёзность своего намерения приобрести товар. Это называют задатком, и он не является «‘арбуном». Задаток— это вверенные продавцу деньги, и относительно них решение, аналогичное решению относительно вверенных на хранение денег».

ولا يجوز لآخذها أن يتمولها لنفسها، ولا يجوز استثمارها الا باذن مالكها، بشرط ان يكون الربح له، وكذلك يجب رد هذا المبلغ إليه ان لم يتم إنجاز العقد معه؛ فلا يجوز لآخذ ان يمسكها في هذه الحالة

«Не разрешается тому, кто получит этот задаток, оставлять его себе, также инвестировать эти деньги кроме как с разрешения хозяина и с условием, чтобы прибыль с них принадлежала владельцу. Также обязательно вернуть задаток, если сделка не состоялась. Следовательно, не разрешается получившему этот задаток держать его у себя в данной ситуации».[2]

 

Отдел фетв Муфтията РД

Почта: [email protected]

Телеграм: https://t.me/fatawadag

Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

 

[1] См.: Хатиб аш-Ширбини, Мугни аль-Мухтадж, т. 2, с. 53

[2] См.: Шейх Таки Усмани, Фикх аль-Бую’, т. 1, с. 115

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.