Рубашка Пророка (мир ему и благословение)

22 Январь 2014
1911

О том, как Абдуллах бин Убайю попросил Пророка (мир ему и благословение) дать ему свою рубашку и совершить за него намаз-джаназа

Когда мусульмане, возвращаясь с того газавата, дошли до окраины Медины, начался сильный ветер. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Сегодня в Медине умер самый большой из мунафиков». То есть ветер был признаком случившегося. Оказалось, как и сказал Посланник (мир ему и благословение), умер самый большой мунафик – Зайд, сын Рафа’ата, который был прибежищем для мунафиков.

Через несколько дней после возвращения в Медину заболел и Абдуллах бин Убайю. В предании от Ибну ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, о этом говорится так:

Заболевший Абдуллах пригласил Посланника (мир ему и благословение) и попросил его прочитать мольбу, совершить намаз-джаназа и побыть на его могиле. И после этого Абдуллах через посыльного попросил у Пророка (мир ему и благословение) его рубашку, чтобы ее надели на него для бараката, когда он умрет. Посланник (мир ему и благословение) отправил ему свою верхнюю рубашку. Абдуллах же вернул ее и попросил дать нижнюю, которая касалась его тела. Тогда ‘Умар ибн Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал Посланнику (мир ему и благословение): «Неужели ты дашь свою рубашку этому нечестивому, порочному человеку?» Пророк (мир ему и благословение) ответил:

فقال رسول عليه الصلاة والسلام ))إن قميصي لا يغني عنه من الله شياء وأرجوا من الله تعالى أن يدخل

به الف في الإسلام((

«Моей рубашки недостаточно для того, чтобы спасти Абдуллаха от наказания Всевышнего Аллаха. Но я надеюсь на Всевышнего Аллаха, что из-за этой рубашки тысяча хазраджитов перейдут в Ислам». После того, как Абдуллах бин Убайю попросил для бараката рубашку Пророка (мир ему и благословение), чтобы благодаря ей обрести спасение от наказания, тысяча мунафиков, как и говорил Посланник (мир ему и благословение), приняли Ислам. После смерти Абдуллаха его сын Абдуллах пригласил Пророка (мир ему и благословение) совершить намаз-джаназа. Посланник (мир ему и благословение) сказал: «Совершите намаз и похороните». Тогда сын снова попросил: «Если ты не совершишь намаз за него, никто этого не сделает. Не унижай меня, обрадовав врагов». Сказано, что после этого Пророк (мир ему и благословение) совершил намаз-джаназа ради сына покойного, а также ради хазраджитов, среди которых он пользовался авторитетом. И еще потому, что были признаки того, что Абдуллах бину Убайю принял Ислам и раскаялся, и мнение Пророка (мир ему и благословение) склонилось к этому.

После того, как Пророк (мир ему и благословение) совершил намаз-джаназа и немного побыл у могилы Абдуллаха, явился Джабраил (мир ему) с аятом следующего смысла: «Никогда не совершайте намаз-джаназа ни за одного мунафика и не бывайте на их могилах». После этого Пророк (мир ему и благословение) больше не совершал намаз за мунафиков и не бывал на их могилах. Это одна из версий.

В другой версии говорится следующее. Когда Посланник (мир ему и благословение) вознамерился совершить намаз-джаназа за Абдуллаха, ‘Умар бин Хаттаб сказал ему: «Как можно совершать намаз за врага, который говорил то-то и то-то», перечислив все, что тот говорил.

Тотчас сошел Джабраил (мир ему) с упомянутым аятом и прочитал его Посланнику (мир ему и благословение). Из этого следует, что Абдуллах умер в неверии, и намаз за него не совершили.

Таким образом, этот аят был ниспослан сообразно мнению ‘Умара бин Хаттаба, да будет доволен им Аллах. Кроме этого, есть и другие аяты, ниспосланные сообразно его мнению. Это из достоинств и признаков высокого уровня ‘Умара бин Хаттаба.

Именно тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал:

فلذا قال عليه الصلاة والسلام في حقه ))لو لم أبعث لبعثت نبياً يا عمر((

«Если бы Всевышний Аллах не отправил меня пророком, то отправил бы тебя, о ‘Умар!»

Почему Пророк (мир ему и благословение) совершил намаз-джаназа за Абдуллаха или намеревался сделать это – об этом сказано выше. О мудрости того, что [на Абдуллаха бин Убайю] надели рубашку [Пророка (мир ему и благословение)], в преданиях говорится по-разному. Вот одно из них. Во время сражения при Бадре дядя Пророка (мир ему и благословение) Аббас (он еще не был в Исламе) попал в плен. На нем не оказалось рубашки. Посланник (мир ему и благословение) не нашел для него подходящей рубашки, потому что Аббас был

высокого роста. Тогда Абдуллах бин Убайю, который тоже был высокого роста, отдал ему свою. И Пророк (мир ему и благословение) послал Абдуллаху свою рубашку взамен той, а не для того, чтобы возвеличить его.

Во-вторых, Всевышний Аллах повелел Посланнику (мир ему и благословение), ниспослав следующий аят:

قال تعالى: وَأَمَّا السَّائِلَ فَلَا تَنْهَرْ ﴿١٠﴾ الضحى: ١٠

Смысл: «Не отказывай просящему». Возможно, причина в этом. Возможно также, что Всевышний Аллах ниспослал Пророку (мир ему и благословение) откровение: «Если ты пошлешь ему свою рубашку, тысяча мунафиков из-за этого придут в Ислам».

Из книги досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави "Побуждение внять призыву Корана".

Пер. с аварского яз. книги «Танбих аль-авам ила да‘ват аль-Кур‘ан». В четырех томах. – 1-й том. 1-е издание. - Махачкала: Нуруль Иршад, 2011. – 400 с.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.