Историко-культурные факторы распространения суфизма в Дагестане

6 Апрель 2015
1933

Кавказ – пестрое по этническому и языковому составу скопление народов; их львиная доля приходится на Дагестан. Разговор об Исламе в Дагестане невозможен без обращения к теме суфизма. На территории современной России суфийское учение получило широкое распространение именно в Дагестане. Деятельность суфийских братств – тарикатов – имеет в Дагестане более чем тысячелетнюю историю и, возрождаясь, в современных условиях приобретает не только духовное, но и социальное значение.

Суфизм, как составная часть Ислама, получил распространение и в Закавказье, и на Северном Кавказе, в первую очередь, в Дагестане и Чечено-Ингушетии.

Начиная с X-XII вв. суфийские группы различных систем существовали в Южном Дагестане, в частности, в Дербенте. Мухаммад ибн Муса ибн Абдул-Фарадж ад-Дарбанди (XI в.), автор сочинения «Райхан аль-хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»), пишет: «Есть много путей (сулук) суфизма, но главные и наиболее известные в Дагестане и в соседстве его – накшубандийа и шазилийа».

Первыми шейхами тариката Шазилийа в Дагестане были шейхи: Сайфула-Кади, Хасанафанди, Саид-афанди. Шазалийское братство хорошо представлено в Дагестане и в виде письменного наследия на арабском языке.

Говоря о суфизме в настоящее время, надо подчеркнуть, что сегодня существуют и действуют в Дагестане два пути: накшбандийский и шазилийский. Вот что по этому поводу говорит современный представитель тариката в Дагестане Саид-Афанди Чиркейский (шейх накшбандийского и шазилийского толка): «Среди тарикатских путей для приведения человека, которому открылась милость Аллаха, к Его познанию, наиболее легким, а также чистым от нововведений считается накшбандийский тарикат и следом за ним шазилийский. Основа этих путей тариката тянется от нас до самого Пророка (мир ему и благословение) по непрерывной цепочке. И так, как учили меня, я учу других именно накшбандийскому и шазилийскому тарикату»[1].

Говоря о культуре суфизма, можно сказать, что суфизм является душой Ислама и исламской культуры. Человек, который без пристрастия анализирует тексты книг, несомненно, придет к подобному выводу.

Шамиль Магомедов



[1] Саид-АФанди Чиркейский. Мажмуатуль-Фаваид // Ассалам. Махачкала. 1999.№5 с.5

 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.