В 114-15/732-33 гг. (здесь и далее год по Хиджре/год по григорианскому календарю) халиф Хишам назначил Марвана ибн Мухаммада ибн Марвана, ставшего впоследствии последним омейядским халифом Марваном II, правителем Азербайджана, Армении и аль-Джазиры (местность на севере Ирака). Впоследствии за свое небывалое упорство Марван получил прозвище Осла, символизирующего у арабов не тупость, а упорство и трудолюбие.
Сразу после своего назначения Марван, столкнувшись с активизацией набегов на Халифат и его союзников со стороны хазар, которая, в свою очередь, была вызвана распространением иудаизма среди правящей верхушки каганата, сам был вынужден начать активные наступательные действия против Хазарии. Тем самым он нарушил установившийся паритет, выражавшийся во взаимных нападениях и рейдах на территорию противника. На протяжении пяти лет Марван II вел интенсивные наступательные действия на хазар вплоть до разгрома их войск в 119/737 г.
Здесь необходимо дать некоторую историческую справку относительно хазар и Хазарского каганата. Хазарское государство располагалось на той же территории, что и предшествовавшие ему Гуннский, Аварский каганаты и Булгарское государство, и включало во многом те же народы, что и население государств – его предшественников. При этом необходимо отметить, что и булгары, и тюркюты считали себя потомками и наследниками гуннов. Об этом прямо говорят как немногочисленные, дошедшие до наших дней произведения булгарских авторов, например, «Кыссаи-Йосуф» Кул Гали, так и легенда о происхождении правящей хазарской династии Ашина. Первоначальная территория Хазарского каганата определялась Нижним Поволжьем (современные Астраханская область, Калмыкия и часть Волгоградской области), равнинной частью Дагестана и Приазовьем (Ростовская область, часть Краснодарского края, Крым). Хазары представляли собой тюркский народ, проживавший на данной территории и исповедовавший в большинстве своем язычество, христианство и ислам. Позже хазары постепенно подчиняют себе все тюркские, славянские, угро-финские и балтские народы Восточной Европы, практически, без исключения находившиеся в различных формах зависимости от Хазарского каганата.
Хазары и иудаизм
В 112/730 г. году хазарская верхушка принимает иудаизм, но это имело крайне ограниченный масштаб, и большинство хазар продолжало исповедовать иные религии. Об этом свидетельствуют и факты археологических раскопок на территории расселения хазар, почти не носящие материальных следов иудаизма, но изобилующие при этом памятниками, свидетельствующими об исповедании ислама, христианства и различных языческих культов. В 183-193/799-809 гг. правящая верхушка Хазарии во главе с каганом Обадия сделала иудаизм официальной религией каганата, но, даже, несмотря на это, большинство хазар никогда не были иудеями.
В последнее время очень широко распространяется миф о якобы всеобщем исповедании хазарами иудаизма. Этот миф очень удачно сочетается с другим мифом о якобы хазарском происхождении восточноевропейских евреев-ашкенази. Полностью противореча историческим фактам и действительности, эти мифы служат лишь одной цели – они подводят псевдоисторическую основу под притязания ложных «потомков хазар» на господство на геополитическом пространстве бывшего Советского Союза. Более того, наибольшего расцвета хазарское государство достигло до иудейского периода своей истории, и принятие иудаизма его правящими кланами было началом конца этого великого государства.
Разгром хазар
Именно с действиями иудейской верхушки была связана активизация военных действий хазар против Халифата, ответом на что и стали походы Масламы и Марвана II.
Венцом военной кампании Марвана II явился его поход 119/737 г. в низовье Волги, сопровождавшийся взятием множества хазарских городов, например, Баланджара, Семендера и тогдашней столицы Хазарии Байды (впрочем, некоторые современные историки отождествляют Семендер и Байду).
В ходе своего похода, преследуя хазар, Марван достиг лесистой местности на реке Сакалиба (нахру-с-сакалиба) разбил на ней племя «сакалиба», находившееся в подчинении у хазар, и взял из него 20 тысяч пленных. Сакалибами арабы того времени называли различные северные (для них) народы, в том числе и славян, и финно-угров. По поводу этой реки и народа, разбитого на ней арабами, существуют самые различные мнения. Согласно одному из них разгромленные сакалибы были славянами, и эта река была Доном. Подобной точки зрения придерживаются сторонники точки зрения «славяноцентричной» модели государственности на территории Российской Федерации. В этой гипотезе есть одна серьезная неувязка, заключающаяся в том, что в момент наибольшего могущества и территориального распространения Древней Руси (X-XII вв.) ее юго-восточной окраиной было Рязанское княжество, поэтому предполагать наличие 20 тысяч славян в VIII в. в излучине Волги и Дона, т.е. в самом центре «Дикого поля» – из области фантастики (присутствие купцов или отрядов варяжских наемников на Тамани или в Дагестане не означает присутствия больших воинских контингентов или, тем более, населения). Согласно иной точке зрения разгромленное племя было барсилами – одним из булгарских племен, в то время подчиненных хазарам и проживавших на Дону же. Существует также точка зрения, что это сражение произошло на Волге (в лесистой местности Саратовской и Самарской областей). Народом же, с которым сразились арабы, было одно из тюркских племен. Главным контраргументом против этого выдвигается довод, что арабы якобы не решились бы пройти столь длительным маршем по полупустынным местностям низовьев Волги, хотя, вообще-то, уроженцы региона с гораздо более засушливым климатом предпочитали обычно именно подобные местности.
Последствия победы мусульман
Именно с действиями иудейской верхушки была связана активизация военных действий хазар против Халифата, ответом на что и стали походы Масламы и Марвана II.
Несомненно одно – в ходе похода Марвана II часть булгарских и хазарских племен приняла ислам. В их числе называют племя баланджар (баранджар), проживавшее в городе с одноименным названием, бывшим одним из крупнейших городских центров Хазарии. В очень скором времени это племя, вместе с другими булгарскими племенами, воспользовавшись ослаблением центральной хазарской власти, переместилось на Среднюю Волгу и заложило зачатки распространения ислама в этом регионе.
Война завершилась подписанием мирного договора, на условиях крайне невыгодных для хазарской верхушки. Некоторые из летописцев, например, аль-Балазури, даже указывают на то, что хазарский каган был вынужден принять ислам, хотя дальнейший ход событий и противоречит этому. Но даже несмотря на то, что сам каган ислам не принял, тем не менее, основным следствием похода Марвана II было то, что в его результате возникли условия, способствующие распространению ислама в Хазарии. По крайней мере, обеспечение свободы вероисповедания мусульманами в пределах Хазарского каганата в условиях договора значилось, и какое-то время этот пункт договора хазарами выполнялся.
После марвановских походов в хазарских городах появляются колонии купцов-мусульман – выходцев из Халифата. Значительную часть армии Хазарии составляли наемники-мусульмане из Хорезма. При найме они оговаривали с каганом условие, что они не будут воевать против мусульман. Кроме того, появились мусульмане из среды самих хазар и подвластных им племен. В начале X в. один из мусульман-путешественников определял численность мусульманского населения Итиля – хазарской столицы того времени, в десять тысяч – цифру, весьма немалую по тем временам.
В результате разгрома хазар политический центр их государства перемещается с Северного Кавказа на Нижнюю Волгу. Важнейшим показателем этого является перенос столицы из Семендера, определяемого археологами на реке Сулак (Дагестан), или Байды в Итиль (Хамлидж), находящийся в дельте Волги.
Помимо этого, после нанесенного поражения хазарская власть ослабла настолько, что многие народы и государства, прежде находившиеся в различных формах зависимости от них, от этой зависимости освобождаются. Если ранее Дагестан находился на стыке интересов супердержав, то отныне наступил период относительного затишья. Главное препятствие на пути распространения ислама в лице Хазарского каганата было сломлено. Южный Дагестан, а также Азербайджан избавились от непрестанных набегов хазар, и, как следствие этого, начинается постепенная исламизация Дагестана, ранее преимущественно ограничивающаяся узкой прибрежной полосой южнее Дербента.
В период с VIII по X вв. ислам принимают азербайджанцы, лезгины, табасаранцы, цахуры и рутульцы. Исламизация Дагестана приняла необратимый процесс и постепенно перешла в руки самих дагестанцев. Уже в период наместничества Марвана II в 115-16/733-34 гг. в Дербенте, на долгие годы ставшем центром распространения ислама в Дагестане, была построена первая на территории Восточной Европы соборная мечеть, а к 183/799 г. относят постройку мечети уже в Кумухе – центре лакцев. Если до этого периода мусульманское население Дагестана ограничивалось в основном переселенцами из других районов Халифата, то Маслама и Марван II стали искать поддержку у местного населения, активно способствуя распространению ислама среди него.
Не мог процесс распространения ислама обойти и такое достаточно крупное государственное образование северокавказского региона – Аланию. Известно, что при своем продвижении вглубь хазарской территории войска Марвана воспользовались не только Дербентским, но и Дарьяльским проходом, где находилась крепость Баб аль-Алан (Аланские ворота) – в районе Военно-Грузинской дороги. Через нее с территории Грузии, вошедшей в состав Халифата также в результате походов Марвана II, арабы, пройдя через территорию Алании, ударили по хазарам. Ранее Алания, как и Сарир, находясь в прифронтовой полосе, заключали мирные договоры то с Халифатом, то с Хазарией. В результате же походов Марвана II агрессивность хазар надолго снизилась, что дало возможность избавиться от вассальной зависимости от них и окрепнуть. Несомненно, что влияние ислама в Алании после разгрома каганата должно было вырасти, но, к сожалению, никаких документальных свидетельств, подтверждающих это, не осталось.
Группа булгарских и родственных им суварских племен, воспользовавшись ослаблением хазар, откочевывают из Нижнего Поволжья и Приазовья на Среднюю Волгу, где, спустя некоторое время, образовывают государство, впоследствии ставшее первым исламским государством Восточной Европы – Волжскую Булгарию. Как уже упоминалось выше, существует точка зрения, согласно которой часть булгар приняла ислам еще в ходе походов Марвана II. Также есть многочисленные свидетельства о проникновении ислама в Волжскую Булгарию из Хорезма, но одно остается бесспорным – переселение большой массы булгар в Среднее Поволжье, образование ими там самостоятельного государства и беспрепятственное распространение в их среде ислама стало возможным лишь благодаря походам Марвана II.
Ахмад Давлетшин