Выйдя за пределы Аравийского полуострова, Ислам преобразил мир

26 Февраль 2011
2821

Избрание Абу Бакра халифом.

Выйдя за пределы Аравийского полуострова, Ислам преобразил мирПеред смертью Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) не назвал имя своего преемника (араб, халифа), потому что Коран предписывал мусульманам решать такие вопросы совещательным путём.

Вместе с тем Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) намекал сподвижникам на превосходство Абу Бакра. За пять дней до кончины, после полуденного намаза, он обратился к ним с проповедью, в которой назвал Абу Бакра своим ближайшим другом, и велел запереть все двери в мечети, за исключением той, через которую обычно входил Абу Бакр.

Именно ему он поручил руководить намазом во время своей болезни, а когда люди спрашивали Пророка, к кому им обращаться, если его не будет, он указывал на Абу Бакра. Незадолго до смерти он сказал: «Я хотел позвать Абу Бакра и его сына, чтобы написать завещание. Воистину, я боюсь, что некоторые возжелают власти и скажут, что они достойны более других. Но Аллах и правоверные откажутся от всех, кроме Абу Бакра».

Мусульманам было хорошо известно о достоинствах Абу Бакра, и это вселяло в Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) уверенность в том, что они самостоятельно примут решение, которое позволит им сохранить единство.

Вопрос преемника имел большое значение для мусульманской общины. При жизни Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) его власть не подвергалась сомнению и закреплялась авторитетом Божьего откровения. Перед его преемником стояла нелёгкая задача — обеспечить выполнение законов Шариата, не допустить раскола среди сподвижников и предотвратить распад союза арабских племён, который начался в последние месяцы жизни Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Мусульмане нуждались в лидере, которому бы они доверяли и подчинялись, и обстоятельства требовали его скорейшего избрания.

Ансары собрались у старейшины хазраджитов Саада бин Убады, чтобы обсудить кандидатуру преемника. К ним присоединилась группа мухаджиров во главе с Абу Бакром. После продолжительных обсуждений подавляющее большинство собравшихся присягнули на верность Абу Бакру, и остальные мусульмане последовали их примеру.

Распространение Ислама за пределами Аравии.

Абу Бакр скончался 21 числа месяца джумада-ль-ахира 13 г. х. (в августе 634 г.), спустя два года и три месяца после прихода к власти. Период его правления был одним из самых тяжёлых в истории Халифата, но решительные действия первого халифа помогли объединить Аравию и положить конец восстаниям. Однако безопасность мусульман всё ещё находилась под угрозой. Византия и Персия не допускали и мысли о существовании вблизи их границ ещё одного крупного государства. Несмотря на то, что две соседние империи значительно превосходили мусульман богатством и численностью населения, оснащённостью и выучкой армии, Абу Бакр понимал неизбежность столкновения с ними. На стороне мусульман было то, что народы, находившиеся под властью византийских императоров и персидских царей, страдали от гнёта наместников и непомерных налогов, в то время как Ислам гарантировал всем народам свободу и равенство.

Началом войны с Персией послужило нападение на мусульман из племени Кайс отряда персидских воинов, переданных царём Йездигердом III в распоряжение аль-Мунзира бин ан-Нумана, сына последнего лахмидского правителя. Несколько позднее мусульмане возобновили военные действия против Византии, которая не прекращала бороться с распространением Ислама в Северной Аравии. В 641 г. мусульмане завоевали Египет, в 651 г. положили конец правлению династии Сасанидов в Персии и дошли до Северного Кавказа и Средней Азии, а к 654 г. их власть распространилась на всю Северную Африку.

В 711 г. арабы начинают завоевание Испании. Разгромив вестготское королевство, мусульмане, чьё войско насчитывало все¬го 7 тыс. всадников, покорили почти всю Испанию, практически не встретив сопротивления. Продвижение мусульманской армии по Европе было остановлено лишь в октябре 732 г. при Пуатье (во Франции), когда лёгкая конница арабов была разбита армией франкского майордома Карла Мартелла. С другой стороны, исламское вероучение на протяжении ещё нескольких веков продолжало проникать в различные области Азии. Расширение мусульманских земель было продолжено в период правления османских султанов и в Европе было остановлено под Веной в 1683 г.

Обращение народов Азии, Африки и Европы в мусульманскую веру оказало огромное влияние на развитие мировой цивилизации. Выйдя за пределы Аравийского полуострова, Ислам преобразил мир. В Коране Мухаммаду было велено сказать: «О люди! Я — Посланник Аллаха ко всем вам» (сура «Аль-А‘раф», аят 158). Созидательный потенциал исламского учения стал достоянием всего человечества, освободив сознание людей от пут мифов, предрассудков и заблуждений. Ислам поощрял развитие науки и искусства, философии и литературы, торговли и военного дела. Покорённые народы не порабощались и не подвергались унижениям. Во многих случаях они, наоборот, освобождались от тирании своих правителей и получали права и свободы, которыми прежде никогда не пользовались. Мусульмане часто доверяли управление местным жителям, в силу чего отдельные регионы исламского мира имели собственные административные институты и сохраняли ха-рактерные культурные особенности. Не угрожая самобытности новообращённых народов, Ислам быстро превратился в составную часть региональной и местной культуры.

Если войска мусульман и одерживали победы благодаря искусству полководцев и самопожертвованию воинов, то закрепиться на завоёванных землях и заручиться поддержкой населения им удавалось исключительно благодаря высокой нравственности и справедливому отношению к местному населению. Значительную роль в распространении Ислама сыграли купцы, при участии которых учение Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) проникло в Юго-Восточную Азию.

В мусульманском обществе традиционно существовала атмосфера религиозной терпимости. Государство гарантировало безопасность последователям всех религий, но особыми привилегиями пользовались иудеи и христиане, которые в Коране названы «людьми Писания». Один раз в году они выплачивали подушную подать (джизъя), которая была значительно меньше закята, ежегодно выплачиваемого мусульманами. Взамен госу-дарство гарантировало им неприкосновенность жизни и имущества, и, если обеспечить безопасность жителей на завоёван¬ных территориях не удавалось, людям Писания возвращали собранный налог. Хотя отношения между мусульманами и людьми Писания в истории не всегда были добро¬желательными, мусульманские правители всегда предоставля¬ли убежище иудеям и христианам, которые подвергались гонениям в других странах.

Шамиль Арифов.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.