Я объединил свой народ…

4 Февраль 2012
3803

Об имаме Шамиле в 19 веке было написано больше книг, чем о Наполеоне

Я объединил свой народ, чтобы он никогда не был
                                              разделён и никогда не знал врагов внутренних..."
Имам Шамиль

Я объединил свой народ…День памяти имама Шамиля в Дагестане отмечают относительно недавно, если быть точнее – третий год. Наши земляки в Турции и Азербайджане отмечают этот день давно. Интересно, что мешало и мешает дагестанцам отдавать дань памяти имаму?

Вообще, личность  Шамиля именно тут, на его РОДИНЕ приобрела некую неоднозначность. Интересуясь причиной такого разного отношения к нему, я проводила мониторинг, читала и участвовала во всевозможный форумах и обсуждениях, благодаря чему,  мне удалось узнать причины подобного отношения.

Для начала, по факту, давайте раз и навсегда проясним для себя, кем же был имама Шамиль для Дагестана и дагестанцев? За какие идеалы боролся он не один десяток лет в горах Дагестана и Чечни? Почему он согласился на мирные переговоры?

Вместе с приходящими  к власти политическими структурами менялось и отношение официальной власти к его личности, вся история его жизни обрастала невероятными подробностями и отношение к нему некоторых дагестанцев и сегодня является неоднозначным.

Вряд ли все дагестанцы знают, что об имаме Шамиле в 19 веке было написано больше книг, чем о Наполеоне. Вряд ли им известно, что его считают одним из величайших стратегов, и что многие из его военных хитростей и по сей день используются в военных действиях. Если говорить о земной славе и восхищении людей, то все это возникло вне зависимости от желаний имама и его соратников. Многие мыслители и личности мирового уровня признали национально-освободительную борьбу кавказцев под предводительством имама Шамиля исключительной, не имеющей аналогов. Нередки выводы такого рода: "Не было в мире полководца, как великий имам, шейх Шамиль " (Я. Инглю). 1858 году писатель А. Дюма приехал в Дагестан с мечтой увидеться с имамом. Хотя это его желание не осуществилось, по возвращении на родину в 1859 году он выпустил книгу под названием "Кавказ от Прометея до Шамиля".

О некоторых "земных" последствиях Кавказской войны выдающийся шамиловед Расул Магомедов пишет следующее: "В ходе этой многолетней борьбы дагестанцы, как никогда прежде, ощутили себя единым народом с общей исторической судьбой, с большими духовными ценностями, живущими в общем доме - Дагестане. Это было настоящее обретение, осознание себя. Своей борьбой они добились от империи сохранения своих традиционных форм общественной жизни - общинного (джамаатского) самоуправления и шариатского права вместо имперских законов, исконных форм делопроизводства на арабском языке, традиционных форм начального образования, свободы исповедания Ислама, свободы от воинской повинности, почти символического размера казенного налога в несколько раз меньше того, что платят крестьяне ("имперской" нации).

Все это было закреплено в системе "военно-народного управления", охватывавшей горную часть Дагестана и другие населенные горцами земли Кавказа. Этим власти признали необходимость считаться со своеобразием страны, с особенностями и историческим наследием ее народов. Почти ни один народ, включенный в состав Российской империи "мирным путем", не имел подобных прав. Это означает, что горцы не получили их в подарок, а завоевали в ходе отчаянной полувековой борьбы. Так можно ли после этого считать эту борьбу "напрасной", а итог ее - безусловным поражением? Вряд ли можно вообще выразить исторический итог Кавказской войны в слишком уж простых терминах "победы" и "поражения". С историческими фактами лучше согласуется понятие компромисса, естественно и постепенно сложившегося между обеими сторонами конфликта к их общей пользе"….

Еще одни небольшой нюанс, который меня смущает – это споры вокруг национальной  принадлежности Шамиля. Всем известно, что Шамиль был уроженцем аула Гимры, который находится в Унцукульском районе. Шамиль был аварцем, но знал в совершенстве кумыкский язык, который был в ту пору языком межнационального общения в Дагестане. Это факты, а факты – вещь упрямая. Не могу понять, почему некоторые дагестанцы готовы его признать и принять, как национального героя, только с оговоркой и условием, что он представитель их народа, их национальности. Мы, дагестанцы, считаем себя мусульманами, а тут расцениваем Шамиля не как мусульманина, который посвятил большую часть своей жизни борьбе за РОДИНУ и религию, а как представителя той или иной национальности. К великому позору, наши мелконациональные претензии друг к другу заслонят нам свет истины.

Вы можете спросить меня – почему же я не допускаю мысли о том, что они правы? Неужели и для меня национальная принадлежность Шамиля важнее, чем его религиозная составляющая?

Моя национальность не мешает мне читать стихи Омарла Батырая или Ирчи Казака, перечитывать произведения Ахмадхана Абубакарова, любить их так же, как люблю я произведения нашего Расула. Если не национализм, что это тогда, спросите вы. Я отвечу – это обида, обида за нас всех, обида, смешанная со стыдом. Мне до слез обидно, когда память достойных сынов моего народа пытаются очернить мои братья – дагестанцы.

Когда говорят плохо об имаме Шамиле, когда говорят об Уммахане Великом, что он тиран, когда Абдурахмана Даниялова обвиняют в том, чего он не делал, когда плохо говорят о Расуле. Мне обидно. Когда говорят о наших современниках, среди которых много, как достойных, так и недостойных людей, я молчу. Однако когда у тебя пытаются отнять твою историю, облить грязью тех, кого ты беззаветно уважаешь и чью память чтишь, когда те, на чьих примерах следует воспитывать подрастающее поколение, становятся предметом обсуждения совершенно некомпетентных людей, мне обидно.

Обидно, когда добившись официального признания праздника Дня единства народов Дагестана, дагестанцы не могут донести до молодежи, что праздник этот связан с годовщиной разгрома полчищ персидского шаха Надыра объединенными силами горцев, а вместо этого спорят, кто был самым крутым в этой битве.

Неужели до нас до сих пор не дошло, что мы потихоньку уничтожаем друг друга – и морально, и физически! Неужели непонятно, что этот путь, не приведет нас ни к чему хорошему! На фоне всеобщего негатива к нам, дагестанцам, мусульманам, у нас должна была проснуться генетическая память и мы должны были держаться друг за друга крепче! Но почему – то этого не происходит, к сожалению.

У многих стран нет такой древне и славной истории, какая есть у народов Дагестана, во многих странах воспитывают своих детей на примере вымышленных сказочных персонажей, а мы своих героев настоящих не можем поделить, не можем дать им объективную оценку.

Может все же хватит оглядываться одним дагестанцам на Запад, другим на Восток. Давайте заглянем вглубь своей истории и попытаемся сохранить свою культуру, свою историю, свои языки, своих героев.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.