Суракат бин Амр

6 Июль 2012
2579

 Распространение Ислама в Дагестане

Распространение Ислама в ДагестанеМы уже упомянули, как второй праведный халиф Умар бин Хаттаб повелел Суракату бин Амру [1] отправиться на Баб-аль-Абваб (Дербенд). Следуя приказу халифа, Суракат двинулся сюда с мусульманским войском со стороны Армении.

 В многотомной исторической книге «Тарих ат-Табари» о походе в Дагестан пишется так: «И отправился Суракат бин Амр на Дербенд (Баб – граница хазаров, в ней соединяются границы Персии, Армении и России).

 Командиром авангарда был Абдурахман бин Рабиа. Командиром одного крыла войска был Хузайфа бин Асид аль-Гифари , а другого – Букайр бин Абдуллах ал-Лайсийю . Заведующим снабжением был брат упомянутого Абдурахмана, Салман бин Рабиа . Все упомянутые личности являются сподвижниками Пророка (мир ему и благословение) . Для бараката расскажем вкратце о каждом из этих сподвижников, ведь они довели до нас религию Аллаха – Ислам.

Когда Суракат с войском достиг границ Армении, он отправил с авангардом Абдурахмана бин Рабиа впереди остального воинства на Баб-аль-Абваб. Но получилось так, что предводитель одного крыла Букайр опередил его и стал ждать авангарда, расположившись недалеко от крепостных стен города. Сразу же по прибытии Абдурахман повёл воинов на штурм крепости. В это время правителем [2] Дербенда был Шахрибраз [3]. Видя решительные действия мусульман, Шахрибраз отправил письмо с предложением перемирия. Когда Абдурахман принял предложение, Шахрибраз сам лично прибыл к нему и произнёс речь: «Поистине мы находимся перед сильнейшими и суровыми врагами [4]. Здесь имеется множество различных наций, у которых нет цивилизации. Конечно, не следует цивилизованным обладателям разума идти против таких же обладателей разума, как мы или подобные нам, чтобы таким образом пытаться нам помочь. Я не являюсь кабджом [5] или армянином, меня ничего не связывает с ними. Поистине вы взяли верх над моим городом и народом, я нахожусь среди вас, и моя рука в ваших руках. Всё моё имущество – ваше, я готов вас поддержать и сделать всё, что вы желаете. Но я прошу не облагать мой народ налогом, это нас ослабит перед вашим врагом». Внимательно выслушав его, Абдурахман отправил его к Суракату, так как тот являлся главнокомандующим и прямым наместником над Кавказом от повелителя правоверных Умара ибн Хаттаба. Шахрибраз произнёс такую же речь перед ним. Суракат ему ответил: «Необходимо возложить джизья (налог) на тех, кто не вышел против врага, помогая нам [6]». Хотя предложение правителя Армении и Дербенда было заманчивым, Суракат не смог пойти на уступки, так как джизья является обязательным условием для тех, которые не приняли Ислам и согласились войти в халифат. Сподвижники, как мы знаем, были людьми, которые не уклонялись от Шариата в стороны, и Суракат не был исключением. Халиф Умар восхвалил его за умелость и талантливость при ведении политики и переговоров, а Шахрибраз, видя малый размер джизья [7], согласился с Суракатом . После этого между ним и царём Армении Шахрибразом был составлен мирный договор, который был послан халифу.

Ниже приведём текст письма договора:

«Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этой земле и только к верующим – в день Великого Суда. Это [письменный договор], который вручает Шахрибразу и жителям Армении Суракат бин Амр – наместник повелителя правоверных Умара бин Хаттаба . Всем армянам отныне обеспечены безопасность и спокойствие: им гарантирована безопасность для них самих, их имущества и религии до тех пор, пока они не будут вредить [другой стороне] и расторгать договор. Всем армянам и жителям Дербента без исключения, будь они горожане или пришедшие, а также жителям окрестностей и тем, кто с ними живут, надлежит мобилизоваться для сражения с врагами. Они обязаны исполнять любые поручения, даже если они не знают эти дела в совершенстве, без исключения – это будет по усмотрению валия (наместника), если он видит дело благим и полезным. Если они станут участвовать на битвах, от них отпадает джизья, то есть участие в сражениях – вместо джизья. Кто захотел остаться дома и не участвовать битвах [ему это разрешается], взамен ему надлежит [выполнять] то, что возложено на азербайджанцев: джизья, проводничество [8] и угощение [мусульман] на протяжении суток. Если же они примут участие в мобилизации, все перечисленные обязательства отпадают от них. При заключении письменного договора участвовали: Абдурахман бин Рабиа, Салман бин Рабиа и Букайр бин Абдуллах. Договор написал Марзиййю бин Мукаррин».

На протяжении одного года Суракат бин Амр совершал джихад против язычников. Как и обещали люди, заключившие договор, они встали на сторону мусульман и воевали с врагами, а Суракат, исполнив данное им слово, освободил их от джизья.

По завершении дел, связанных с Дербентом, Суракат бин Амр отправил своих полководцев в горы, окружающие Армению: Букайр бин Абдуллаха – в Мукан (область в Армении), Хабиба бин Маслама – на Тифлис [9], Хузайфата бин Асида – на Лланские [10] горы и Салмана бин Рабиа – в другую сторону. Войска Букайра овладели Муканом, жители проявили покорность и попросили перемирия.

Букайр заключил с ними письменный договор такого содержания: «Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этой земле и только к верующим – в день Великого Суда. Это [письменный договор] вручает Букайр бин Абдуллах гражданам Мукана – жителям кавказских гор. Гарантирую безопасность вам самим, вашему имуществу, вероисповеданию при соблюдении следующих условий: вы обязуетесь платить джизья в размере одного динара в год с каждого совершеннолетнего или же вещи по стоимости [динара]; указать дорогу и сопровождать мусульманина; дать приют и угощать мусульманина в течение суток.

Они остаются в безопасности, пока будут находиться в спокойствии и в сотрудничестве, а мы берём на себя исполнение обещанного. Аллах – Тот, Который помогает. Если они разорвут договор и станет очевидным с их стороны вероломство, нет для них амана (безопасности). И не будет амана до тех пор, пока они полностью не оставят вероломные поступки. Если покаются и оставят вероломство, с ним возобновят сотрудничество. Присутствовали и были свидетелями: Шаммах бин Зирар, Русарис бин Джунадиб и Хамалат бин Джувайят».

Кроме Букайра остальные полководцы не имели успеха и не смогли одержать победу над врагами.

И вот когда они укрепили и сделали гармоничными и превосходными справедливость и равенство в Исламе, умер Суракат бин Амр …

Нет большего счастья для человека, чем заслуженно носить название «сахаб», и нет лучших деяний, чем пожертвовать собой и всем ради распространения Ислама. Таким был известный сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Суракат бин Амр.

Мы просим у Всевышнего Аллаха баракат и заступничество нашего саййида Мухаммада (мир ему и благословение) и его сподвижников в день Страшного Суда!

[1] «После того, когда вызвал Абу Мусу обратно в Басру». «Аль-Камилю фи тарих». До Сураката главнокомандующим на Кавказе был известный сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Абу Муса аль-Ашари.
[2] Со стороны персидского императора.
[3] Ибн Асир в своей книге «Аль-Камиль фи тарих» указывает имя правителя – Шахрияр.
[4] Имеются в виду хазары и многочисленные народы Кавказа.
[5] Гора аль-Кабдж – наименование Кавказа в арабо-мусульманских исторических и географических сочинениях (также говорят: аль-Кабк и аль-Кабх).
[6] То есть с тех людей, которые вышли вместе с мусульманами против врага, не требовали налог.
[7] Налоги, возлагаемые персидскими и римскими правителями, намного превышали своим количеством мусульманские налоги.
[8] То есть проводить по их земле мусульман.
[9] Тифлис – Тбилиси, столица Грузии.
[10] В книге «Тариху ат-Табари» добавлено: «Договор написан в 21-м году по Хиджре».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.