Асхабы суффа и джихад в Кизвине

31 Март 2012 1853
Распространения суфизма в Дагестане Часть II

Распространение суфизма в ДагестанеК одной стороне Мечети Пророка (мир ему и благословение) была пристроена открытая терраса – суффа, покрытая сверху ветвями финиковых пальм. Там жили одинокие, бездомные, нищие мусульмане, которых называли «асхабы суффа».

Число их менялось, когда кто-то из них женился, уезжал, переселялся в какое-нибудь другое место или умирал. Временами количество их увеличивалось, а временами уменьшалось. Были моменты, когда число их достигало 70. В некоторых источниках упоминаются имена более сотни асхабов, которых считают принадлежащими к ахлу суффа. Средствами к существованию их обеспечивал Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Он просил, чтобы зажиточные асхабы помогали им.

Абу Хурайра, бывший из числа асхабов суффа, говорил: «Ахлу суффа – это гости Ислама. Не было у нас ни крова, ни имущества, ни семей. При поступлении пожертвований (садака) наш Пророк (мир ему и благословение) передавал всё нам, ничего не забирая себе. Если ему что-то преподносили в дар, то он, взяв кусочек, остальную часть отправлял асхабам суффа. Вот так он делился с нами полученными подарками».

Фадл бин Убайд  сказал: «При совершении намаза под руководством Посланника Аллаха (мир ему и благословение) некоторые из асхабов падали в обморок, не сумев устоять на ногах от бессилия, являвшегося следствием голода. То были асхабы суффа.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение), завершив намаз, подходил к лишившимся чувств асхабам и, утешая их, говорил: “Если бы вы знали, что для вас уготовил Всевышний Аллах, то вы пожелали бы стать ещё более бедными и нуждающимися”».

Делегации, прибывавшие на короткий срок в Медину для изучения Ислама, пополняли свои знания об Исламе, встречаясь с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) и беседуя с асхабами суффа. Если возникала необходимость послать наставника для обучения религии недавно принявших Ислам племён, находившихся за пределами Медины, его выбирали из среды асхабов суффа, основываясь на их заслугах и добродетелях. Асхабы суффа среди всех асхабов занимают почётное и высокое положение после хулафау рашидин (праведных халифов), ашаруль мубашшарина – десятерых асхабов, ещё при жизни получивших благую весть о своём месте в Раю, и асхабуль Бадр – воинов, участвовавших в битве при Бадре.

Совершайте джихад в Кизвин

Если детально разобрать деяния ахли суффа и суфиев, то выясняется, что они призывали и делали одно и тоже. Тасаввуф – это опустошение сердца для Всевышнего Аллаха и пренебрежение всем, кроме Единого Аллаха.

В итоге начало распространения Ислама в Дагестане исходило от суфиев. Возможны такие вопросы: «Почему распространители Ислама так стремились в сторону Кавказа? Почему в преклонном возрасте те, кто подобен Абу Хурайрату и Салману аль-Фариси (он умер в 250-летнем возрасте), стремились в нашу сторону? Неужели они искали мирское или надеялись получить военные трофеи?» Конечно, нет! Так может думать только слабоумный или не имеющий достаточных знаний. К примеру, когда мусульмане овладели городом Мадаин (Ктесифон – столица Персидской империи), правителем над ним назначили Салмана. Будучи амиром, он ел только то, что зарабатывал своими руками. У него не было даже собственного дома, ночевал он под открытым небом.

Такими они были – не стремились к мирским благам и роскоши.

А ответ на вопрос, почему их влекло в нашу сторону, кроется в хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Совершайте джихад в Кизвин, поистине это высшие врата рая». Толкуя этот хадис, имам Рафии говорит: «Местоимение “это” может дать два смысла. Первый: территория на берегу Каспия – баракатная земля, и не подобает ей быть местожительством для неверных. Второй: джихад по отношению к жителям этих мест лучше, чем в другие страны, так как посредством этого деяния заслуживают высшие степени в раю».

Для нас является огромным счастьем участие этих великих сподвижников в исламизации нашего края. Особенно хорошо то, что нашу землю посетили Абу Хурайра , Салман аль-Фариси  и Хузайфат аль-Яман . Все трое обладали явными и сокровенными знаниями.

Абу Хурайра

Абу Хурайра  принял Ислам в год Хайбара. И участвовал вместе с Пророком (мир ему и благословение) в битве при Хайбаре. Абу Хурайра  был одним из самых приближённых сподвижников Пророка (мир ему и благословение). Он же является передатчиком большинства хадисов от Пророка (мир ему и благословение).

Он всегда старался быть рядом с Пророком (мир ему и благословение), желая получить больше знаний от Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и Пророк (мир ему и благословение) делал для него дуа. Абу Хурайра  рассказал о причине: «Однажды я сказал Пророку (мир ему и благословение): «О Пророк Аллаха (мир ему и благословение), я слушаю то, что ты говоришь, но не запоминаю». Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал мне: “Расстели свой халат”, и, когда я это сделал, он рассказал много хадисов. После этого я не забывал то, что он рассказывал».

Имам Бухари говорил, что от Абу Хурайры  хадисы рассказали более 800 человек из сподвижников и табиинов. Сподвижниками были: Ибну Аббас , Ибну Умар , Жабир , Анас , Василат бину аль-Аска.
Во время джахилии его называли Абду-Амр бин Абду-Ганам. Это имя означает «Раб Амра». Но Пророк (мир ему и благословение) никому не разрешал давать такие прозвища, означающие рабство кого-то, например: Абду-Шамс – раб Солнца, Абдул-Узза – раб идола по имени Узза, – а тем, кто носил такие имена, велел их поменять. После принятия Ислама Пророк (мир ему и благословение) назвал его Абдуллахом – рабом Аллаха . А прозвище его – Абу Хурайрат (Отец Котёнка) – дали ему за то, что он однажды нашёл котёнка и забрал его, спрятав за пазуху. Когда Пророк (мир ему и благословение) увидел его в таком виде, он прозвал его Абу Хурайрой.

Скончался Абу Хурайра  в 57-м году по Хиджре, на 78-м году жизни.

Похожие материалы: 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.