Чистота. Первый, кто...

2 Март 2013
2939

Первый, кто подстригал ногти и усы и побрил волосы, – пророк Ибрахим (мир ему) (передал ибн Абу Шайбат и хафиз аль-Байхаки от Саида бин Мусаййаба).

Первый, кто сделал обрезание, – пророк Ибрахим (мир ему) (передал хафиз аль-Байхаки от Абу Хурайры).

Он же первым использовал сивак, то есть начал чистить зубы (передал  ас-Саглаби).

Первый, в чью душу вселился страх, был пророк Ибрахим (мир ему). Люди до Ибрахима (мир ему) не знали, что такое страх.

Первым, у кого появилась седина в волосах, был также пророк Ибрахим (мир ему) (передал Вакиг в его «тафсирах» от Абу Хурайры).

Передал имам Ахмад в его книге «аз-Зухд» от Салмана аль-Фариси: «Прилёг Ибрахим (мир ему) на своей постели и попросил Аллаха ниспослать на него что-нибудь хорошее, благое. Когда наутро проснулся, он обнаружил, что две трети его волос покрыты сединой, и его это огорчило. И было сказано ему Всевышним: “Не огорчайся из-за седины, поистине это серая окраска тебе на этом свете и нур (свет) в вечном мире”». Так, начиная от Ибрахима (мир ему), появилась седина среди людей.

Первая женщина, которой сделали обрезание и прокололи уши, – Хаджар (Агарь), мать пророка Исмаила (мир ему). При ревностном порыве Сара поклялась, что отрежет от её тела три части (органа). Дело в том, что у Ибрахима и его жены Сары не было детей до преклонного возраста. Опечаленная этим Сара попросила у него, чтобы тот женился на его служанке Хаджар, подаренной ему царём Египта, надеясь, что она хоть родит ребёнка. Действительно, Хаджар родила ему сына Исмаила. После рождения сына Хаджар почувствовала себя более уверенно и стала иногда возражать Саре. Это разозлило Сару, и в порыве гнева она поклялась, что для успокоения своего сердца в наказание отрежет хоть маленькие части от тела Хаджар. Но потом, успокоившись, раскаялась и рассказала об этом Ибрахиму. Тогда Ибрахим велел Саре сделать обрезание и проколоть мочки ушей Хаджар, чтобы не нарушать клятву и не выплачивать за это каффарат[1]  (передал аль-Аскарию от ибн Амра).

Первый, кто вошёл в баню, – пророк Суляйман (Соломон) (мир ему) сын Давуда (мир ему). То есть специальное сооружение под названием «баня» построил Суляйман (мир ему) (передал хафиз ат-Табарани от Абу Мусы аль-Ашгари).

Первые ан-наврат – средство для уничтожения волос на теле – было приготовлено Суляйманом для его жены Билкис (царица Савская).

Также впервые мыло было изготовлено Суляйманом.

Первый, кто построил бани в Каире, – Азиз бин аль-Магази аль-Габидию.

Первый, кто окрасил волосы хной и катамом[2], – пророк Ибрахим (мир ему).

Первый, кто окрасил волосы чёрным цветом, – египетский фараон Рамзес II (передал хафиз ад-Дайлями от Анаса).

Первый из курайшитов в Мекке, украсивший волосы хной, – Абдулмуталлиб бин Хашим, дед нашего Пророка (мир ему и благословение). Однажды, когда он гостил у одного из вождей племени Химьяр в Йемене, тот предложил Абдулмуталлибу изменить седину так, чтобы он выглядел как молодой. Абдулмуталлиб дал согласие. Тогда вождь повелел принести хну и окрасить его. Абдулмуталлибу очень понравилась окраска хной, и он попросил дать ему её немного с собой. Вождь химьяров снабдил его хной, причём намного большим количеством, чем он просил. При возвращении Абдулмуталлиб вошёл в Мекку ночью. А наутро, когда он вышел с тёмными волосами, как перья чёрного ворона, его жена Натилат[3],  увидев его, сказала: «О Шайбатуль-хамд, если бы твои волосы остались всегда такими чёрными, как было бы хорошо!» Абдулмуталлиб в виде стихов ответил ей, что, если даже волосы останутся такими, всё равно смерть уносит нас из этого мира. После этого мекканцы привыкли красить волосы хной.

Первый человек в Исламе, окрасивший волосы хной, – Абу Кухафа, отец первого праведного халифа Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах). Однажды Пророк (мир ему и благословение) увидел его с головой, похожей на сугаму[4],  и сказал: «Измени их в какой-нибудь другой цвет и воздержись от чёрного цвета».

Примечание: В Исламе мусульманину запрещается красить волосы в чёрный цвет, ибо это деяние людей гордых и не желающих видеть себя пожилыми перед другими. А так же зачастую перекрашенные в чёрный цвет волосы вводят в заблуждение других людей. Был и такой случай, когда за одного сподвижника, который покрасил волосы в чёрный цвет, выдали замуж девушку, а когда узнали, что тот красил волосы (что означает, что он был старше), пожалели об этом. Есть только одно исключение, когда мусульманину разрешается окрасить волосы чёрным цветом: это когда он находится в священной войне, чтобы враг не видел его седину и чтобы этим вселить в него страх.

Передал ибн Сад от Мусы ибн Якуба: первый человек из ансаров, использовавший воду при соблюдении чистоты в туалете,– Увайм бин Саида. Про него и других ансаров, бравших пример с него, был ниспослан этот аят:

«رِجَالٌ يُحِبُّونَ أَن يَتَطَهَّرُواْ وَاللّهُ يُحِبُّ الْمُطَّهِّرِينَ»

Смысл: «В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся» (сура «ат-Тавба», аят 108).

Ибн Абу Шайба и ибн Маджа передали от Хариса аз-Забиди: «Я первый, кто услышал, как Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Не мочитесь никто из вас, повернувшись в сторону киблы». И я первый, кто рассказал людям про это».

Первых новшеств после Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) было четыре: сито, моющее средство из поташа, высокие столы и употребление пищи досыта (рассказал имам аль-Газали в «Ихяу-улюмид-дин»). Также Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Мы не знали, что такое поташ во время Пророка (мир ему и благословение)».



[1] Каффарат – искупление, материальное возмещение, штраф за грех (в данном случае – за нарушение клятвы).

[2] Катам – растение, которое смешивают с хной при окрашивании волос.

[3] Мать Аббаса, дяди Пророка.

[4] Сугама – растение с белыми цветами. То есть волосы на голове Абу Кахафи были белыми, как цветы сугамы.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.