Освободительные войны. Часть 1

6 Октябрь 2016
2027

После того как движение вероотступников было подавлено, халиф мусульман Абу Бакр Ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) направляет своего полководца Халида ибн Аль-Валида (да будет доволен им Аллах) в Ирак, на территорию Персидской империи. Одновременно с ним аналогичную задачу получает другой военачальник мусульман Мусанна ибн Аль-Хариса (да будет доволен им Аллах), но под командованием Халида.

Тем временем Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) в Медине созывает военный совет, состоящий из видных сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха). На повестке дня значился один вопрос – открытие западного фронта, начало освободительной компании в Шаме, который находится под контролем византийцев. Сподвижники соглашаются с политическим ходом халифа.

Таким образом, было положено начало конца гегемонии Византии и Персии, что в последующем привело к их полной капитуляции и краху. Но прежде чем перейти к причинам и факторам освободительных войн молодого мусульманского государства, приведем краткую характеристику мусульманско-византийских и мусульманско-персидских отношений.

Византийская империя

Византийская империя – одна из двух могущественных держав того времени, граничившая с аравийским полуостровом с Севера. Византия вела активную колониальную политику и большую часть своих земель, включая Шам и Египет, приобрела путем захвата и оккупации. Имам Аль-Газали, давая референцию этой империи, говорил: «Если не пойти войной против этого государства, то оно рано или поздно само сделает это». И это не удивительно, ведь империалистические страны обогащаются и расширяются за счет других.

Что касается взаимоотношений мусульман с византийцами, то они берут свое начало с письма Пророка (мир ему и благословение Аллаха), адресованного к императору Византии Ираклию с призывом принять Ислам. Но в дальнейшем история их взаимоотношений начала стремительно обостряться. Принцип империализма сыграл тут заметную и важную роль. Первым витком ухудшения отношений стало убийство гонца Пророка (мир ему и благословение Аллаха), направленного в одну из провинций Византии – Бусру. За его вероломным убийством стоял вассал императора Византии, правитель гассанидов Шурахбил ибн Умар. Неприкосновенность гонцов, утвержденная веками, была нарушена. Но не только этим была выражена агрессивная настроенность византийцев против мусульман. Вассал императора над Дамаском, получив письмо Пророка (мир ему и благословение Аллаха), незамедлительно начал готовиться к войне с мусульманами. Однако император вовремя остудил его воинствующий пыл.

Спустя некоторое время сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) вышли в военный поход с целью отмщения за убитого ранее гонца. Но император решил не оставлять гассанидов лицом к лицу с мусульманами и направил огромное войско им на помощь. Общая численность войска византийцев составляла не менее ста тысяч человек против трехтысячной армии мусульман. Сражение произошло в местечке под названием Муъта.

За несколько лет до перехода Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в мир иной мусульманско-византийские отношения получили развитие, и вновь инициатором конфликта стала византийская сторона, которая, объединив огромные полчища воинов, вознамерилась совершить нападение на Медину. Их планы были пресечены походом на Табук. Но сражение так и не состоялось. Узнав о наступлении мусульман, византийцы бросились вспять. И завершающим звеном этого конфликта был поход Усамы бин Зайда (да будет доволен им Аллах), который из-за смертельной болезни Пророка (мир ему и благословение Аллаха) был временно отложен, но реализован позже, когда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) получил бразды правления в свои руки.

Персидская империя

Еще одним империалистическим государством, располагавшимся на значительной территории Ближнего Востока и Средней Азии, было государство персов. Персидская империя, как и византийская, занималась оккупацией чужих земель, а население захваченных территорий превращала в рабов.

После прихода Ислама со своей миссией столкновение двух цивилизаций стало неизбежным и было лишь вопросом времени. Исламскую цивилизацию от всех остальных отделяет большая пропасть. Ислам – религия Всевышнего и призвана нести доброту и мир на эту землю, а господствующие в те времена империалистические державы формировались путем насилия, гнета и жестокости и приносили своим подданным лишь страдание, унижение и нищету.

Правители таких стран не только относили себя к высшему сословию социума, но и зачастую претендовали на звание наместника верховного Бога на земле. Считая себя выше простолюдинов, такие правители с презрением относились ко всем людям. Именно этим антигуманным и неприемлемым для человека качеством обладал император Персии Хосров, который разорвал на кусочки письмо Пророка, содержащее призыв обратиться в Ислам. Это было первым этапом многолетних взаимоотношений мусульман и персов. Но этим дело не закончилось.

От избыточной самоуверенности и гордыни Хосров поручил своему наместнику над Йеменом Базану направить в Медину двух крепких мужчин и доставить к нему Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Когда те добрались до столицы исламского государства, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил им о кончине Хосрова, убитого собственным сыном. Когда эта весть получила подтверждение, они, как и правитель Йемена Базан, удостоверившись в истинности пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), приняли Ислам. Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) такие провинции, как Йемен, Бахрейн и Оман вошли в состав исламского государства.

Продолжение следует…

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.