История Утамышского зиярата

Селение Утамыш (настоящее название Отемиш) расположено в живописнейшем месте предгорного Дагестана. Это село с богатой историей и сохранившимися историческими преданиями, памятниками и мазарами (зияраты).

Здесь похоронен князь Султан-Махмуд, который противостоял Петру I при его Каспийском походе в 1722 году. Мавзолей его разрушили (в 30-ые годы X1X века), но надгробья остались. Кроме того, есть еще много мест, которые посещают местные жители из поколения в поколение, например, мазар Огланбеги– некой святой женщины и т.д. Мазары здесь очень схожи с теми, что расположены на кладбище села Кала-Корейш. То есть могилы покрыты цельным огромным камнем.

Утемышцы чтят память о своих предках и стараются восстанавливать утерянные в историческом прошлом данные об обладателях этих могил. Главным зияратом в Утамыше считается «Зиярат семнадцати шейхов». Сам зиярат расположен в боковом крыле квартальной мечети. Возможно, мечеть была построена позже на этом месте. Расположенные в ряд семнадцать (восемнадцатая могила – женщины смотрительницы зиярата) надгробий с именами и одной и то же датой нам поясняют, что в пору, когда разрешили открывать мечети и посещать зияраты, в 1990-ые годы, кто-то постарался обновить надгробья. От былых надгробий не осталось ничего, что могло бы напоминать об историческом прошлом зиярата. Сегодняшний посетитель видит только однообразные надгробья и покрытые расписанными саудовскими покрывалами могилы. Конечно, очень печально, что не уберегли надгробья. Но все же зиярат содержится в чистоте и отделен от мечети.

Кто же был на самом деле тот, которого первым похоронили здесь? Местные жители считают, что это могила шейха Мухаммада, потомка пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) по линии Алии Фатимы, Хусейна (да будет доволен ими Аллах) в шестом поколении. А прозвище Гази он получил после того, как пал в сражении за веру. Остальные же могилы принадлежат шейхам, которые становились предводителями друг за другом. Правда, здесь составлена цепочка (сильсиля) под названием «Отемиш сильсиля», достоверность которой можно подвергнуть сомнению.

Также мы находим упоминание об этом зиярате у великого энциклопедиста Дагестана Назира Ад-Дургели (1891-1935). В своей энциклопедии о дагестанских ученых«Нузхат ал-ахзан фи тарджим ‘улама Дигистан»,(«Услада умов в биографиях дагестанских ученых») он пишет следующее: «Шейх Ал-Гази Мухаммад ал-Утамиши. Говорят, что он из рода эмира области (нахийа) Кайтага. Его старший брат служил в управлении (имарат) Кайтака (Кайтага). Он перешел в селение Утамыш, став аскетом, (отрешившись) от этого мира, посвятив себя поклонению и зикру (поминанию Аллаха). Он посреди зимы уединялся на сорок дней, занятый поклонением и благочестием. По истечении этого срока он выходил к людям, сидел в их обществе, его посещали со всех областей, оставались у него около десяти дней. Это происходит и после его смерти, по сей день – они собираются в мазаре шейха в середине зимы для зикра и поклонения. Говорят, что его иснад, упомянутый в иджаза, восходит к шейху и Арифу Джунайду Ал-Багдади и что он из рода курайшитов. Аллах лучше знает истину этого [дела]. После него остались его последователи (хулафа), но они все умерли. Все они похоронены близ шейха Газимухаммада, да будет доволен ими Аллах….».

Но тут же Назир Ад-Дургели добавляет, что необходимо проявлять к святыням должное внимание и не превращать их в объекты добычи пропитания для себя и т.д. Видимо, во все времена невежды старались как-то воспользоваться святилищем в собственных целях.

Ученые Ислама и шейхи все время предупреждают нас о правильном посещении зиярата, о недопущении излишеств и новшеств, соблюдении норм шариата, дабы получить благословение от посещения.

Вот, к сожалению, вся информация об этом зиярате, в котором в один ряд расположены могилы 17 человек, именуемых шейхами Отемиша. Аллах знает лучше.