Осада Багдада

17 Декабрь 2016
4554

Падение Багдада. Часть 1

В то время, когда Багдад, как и весь мусульманский мир, был ослаблен и переживал спад, внезапно у восточной стены города появилась армия монгольского предводителя Хулагу. Это произошло 12 числа месяца Мухаррам 656 года по хиджре. Хулагу сразу начал подготовку к долгосрочной осаде Багдада. В это же время прибывший с левой стороны города со своей армией Китбуга начал осаждать Багдад с северо-восточной стороны.

Багдадский халиф и официальный правитель всех мусульманских земель Аль-Му’тасим би-Ллах от всего этого пришел в ужас… Он немедленно созвал совет, на который были приглашены все визири, советники и, конечно же, первый визирь, предатель уммы Муайяд ад-дин Ибн Аль-‘Альками. Перед собравшимися стоял один вопрос: что делать с этой бедой, как спастись и куда бежать?

Естественно, Ибн Аль-‘Альками и его окружение настоятельно рекомендовали заключить с монголами перемирие и срочно начать с ними мирные переговоры. Ибн Аль-‘Альками, рассказывая о больших возможностях монголов и неспособности мусульман оказать им сопротивление, убедил собравшихся в бессмысленности обороны города перед таким сильным противником. После небольших дебатов собравшиеся склонились к решению начать мирные переговоры с монголами. Вернее, начать переговоры о безоговорочной капитуляции…

Однако не все участники совета были согласны с этим решением. Лишь два человека из всех высказались против перемирия с монголами. Они указали халифу на обязанность защищать город и мусульманское государство. Муджахид ад-дин Айбек и Сулейманшах стали побуждать собравшихся к сопротивлению, но они более чем опоздали с этим призывом. Было упущено очень много времени, и для подготовки к войне времени уже не осталось. Теперь наступил черед великих испытаний….

Стоит отметить, что Муджахид ад-дин Айбек и раньше поднимал вопрос джихада и подготовки к войне, но к нему никто не прислушивался, в том числе и халиф Аль-Му’тасим би-Ллах. Но на этот раз халиф был в замешательстве, его нафс был согласен с Ибн Аль-‘Альками, ибо он не желал войны. Но разум ему подсказывал, что Айбек прав, ведь монголы пришли не с миром и на простое перемирие не согласятся. После долгих размышлений правитель Багдада решил прислушаться к словам Муджахида ад-дина Айбека и оказать сопротивление монголам. Однако он был при этом крайне нерешителен, а начинать войну против врагов в таком состоянии практически бесполезно. После долгих раздумий халиф принял решение начать войну (для эксперимента). Впервые за всю свою жизнь правитель из династии великих Аббасидов халиф Аль-Му’тасим би-Ллах отдал приказ о военном применении армии аббасидского государства.

Далее сравнительно небольшой отряд аббасидских воинов под командованием Муджахида ад-дина Айбека вышел навстречу огромному войску Хулагу. Как только отряд Айбека вышел из города и приготовился к встрече с Хулагу, пришло известие, что с севера на Багдад идет еще одно монгольское войско. Это была армия Ноена Байджо, которая, пересекая территории Турции и северного Ирака, прибыла сюда из Европы. Пройдя между реками Тигр и Евфрат, Байджо незаметно приблизился к Багдаду на расстояние менее пятидесяти километров. Когда это известие дошло до Муджахида ад-дина Айбека, он стоял за городом к северу от Багдада. Немного поразмыслив, он пришел к выводу: если армия Байджо прибудет к стенам Багдада, она осадит город с севера и запада и тем самым закроет кольцо окружения, и столица мусульманского государства окажется полностью осаждённой.

Исходя из этого, Айбек решил выдвинуться со своим отрядом в северном направлении навстречу армии Байджо. Монголы встретили отряд Айбека в местности Анбар (الأنبار) (исторический город на территории провинции Анбар современного Ирака, находился на восточном берегу Евфрата). На этом месте более 600 лет тому назад великим полководцем Халидом Ибн Валидом (да будет доволен им Аллах) была одержана великая победа, но на этот раз, к великому сожалению, победа осталась не за мусульманами.

Байджо начал проводить военные манёвры так, будто знал эту местность лучше, чем местные жители. Он начал якобы отступать, заманивая за собой мусульманскую армию, пока не отошел к заболоченным местам на берегах реки Евфрат. Затем Байджо отправил инженерные части своей армии с заданием разрушить все плотины на реке Евфрат, которые имелись в этой местности. Это было сделано с целью закрыть пути отхода для аббасидской армии. Затем монголы окружили иракскую армию и начали её крупномасштабное уничтожение. Муджахиду ад-дину Айбеку с небольшим отрядом удалось перейти на другой берег реки Евфрат и вернуться в Багдад. А остальная армия аббасидов была уничтожена армией Байджо в местности Анбар.

Это трагическое для мусульман событие произошло девятнадцатого числа месяца Мухаррам, то есть через неделю после появления Хулагу под восточными стенами Багдада. После окончания сражения Байджо, не теряя время, продолжил свой путь, и на следующий же день прибыв в Багдад, расположился с западной стороны города. Тем самым Багдад был взят в клещи: с востока – Хулагу, с запада – Байджо. Положение города все ухудшалось и ухудшалось… Столица мусульманского халифата оказалась в полной осаде…

Халиф Аль-Му’тасим би-Ллах, который являлся потомком великих правителей династии Аббасидов, никогда бы не смог предположить, что окажется в полной осаде в своем родном городе – столице мусульманского государства. Когда он размышлял над этим, его голова шла кругом, а мозг становился парализованным. Появившийся внезапно визирь Муайяд ад-Дин Ибн Аль-‘Альками вернул халифа к реальности. Ибн Аль-‘Альками, служивший долгое время визирем багдадского халифа, был шиитом и, конечно же, скрывал это от всех, в том числе и от своего правителя Аль-Му’тасима. Как приводится в некоторых источниках, Аль-Альками давно был в сговоре с Хулагу. Именно Ибн Аль-‘Альками и убедил его начать ближневосточный поход монголов.

Али-Заде в книге «История мусульманских государств» описывает это событие так: «Падение Багдада в значительной степени было обусловлено обострением суннитско-шиитских противоречий. В 655 году по хиджре в Багдаде произошли столкновения между суннитами и шиитами. После этого визирь Ибн Аль-‘Альками, шиит, вступил в тайный сговор с Хулагу-ханом, войска которого подошли к Багдаду. Он встретился с ханом и по возвращении заявил халифу Аль-Му’тасиму би-Ллах, что Хулагу-хан желает сохранить ему жизнь и поступить так, как это делали сельджукские султаны, в свое время установившие контроль над Багдадом...».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.