Багдад после падения. Часть 2

23 Март 2017

После смерти Ибн Аль-‘Альками монголы назначили на его место его сына. Сын унаследовал измену отца, и эта должность стала злополучной и для него. Вскоре в том же 656 году по хиджре умер и сын Ибн Аль-‘Альками.

В этом нет ничего удивительного. Поистине, тот, кто держится только за мирские блага, не спасётся от наказания Всевышнего, и его губит то, что он собрал в этом мире. Халиф до конца цеплялся за всё это, и именно это погубило его. Так же держался и первый визир Ибн Аль-‘Альками и получил то, что получил. Можно сказать, что и всех жителей Багдада постигла именно эта участь. Об этом свидетельствуют слова нашего Пророка , которые передаются от ‘Амра ибн ‘Авфа (да будет доволен им Аллах):

فَوَاللهِ مَا الْفَقْرَ أَخْشَى عَلَيْكُمْ، وَلَكِنِّي أَخْشَى أَنْ تُبْسَطَ عَلَيْكُمُ الدُّنْيَا كَمَا بُسِطَتْ عَلَى مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ، فَتَنَافَسُوهَا كَمَا تَنَافَسُوهَا، وَتُهْلِكَكُمْ كَمَا أَهْلَكَتْهُمْ

«(Однако), клянусь Аллахом, я боюсь для вас не бедности, а того, что достанутся вам все блага мира этого, как доставались они жившим до вас, и станете вы соперничать друг с другом из-за этого, как соперничали жившие до вас, и это погубит вас, как погубило их». (Бухари 3158, Муслим 2961)

Известия о падении Багдада очень быстро распространились в исламском мире и далее по всему миру. Что касается представителей мусульманского мира, то для них падение Аббасидского халифата, бывшего самой могущественной империей на протяжении нескольких столетий, стало небывалым потрясением и страшным ударом, который невозможно описать.

Багдад не был обычным мусульманским городом… Помимо того, что Багдад был самым большим городом на Земле, в котором проживало около трёх миллионов мусульман и располагались самые передовые научные и культурные центры, Багдад был столицей мусульманского халифата.

Что же представляет собой падение Багдада? Мусульмане задавали друг другу этот страшный вопрос. Что представляет собой убийство халифа, если новый халиф не определен? Это был второй вопрос, который для мусульман был страшнее первого. Без халифа и халифата весь мир не имел никакого значения для мусульман. Несмотря на то, что Аббасидский халифат терпел упадок, несмотря, но то, что его реальная власть фактически распространялась только на Багдад и небольшие территории Ирака, халифат считался важнейшим символом для мусульман. Поэтому падение халифата и потеря халифа были для мусульман самым трудным и великим бедствием.

Вместе с этими вопросами после падения Багдада среди мусульман распространялись и различные слухи – некоторые говорили только об этом. Как повелось во все времена, чем удивительнее и невероятнее слухи, тем больше им верят люди. Одним из самых обсуждаемых среди мусульман слухов было мнение, что нашествие монголов и падение халифата – это признак приближающегося конца света. Таково было положение мусульманского мира после падения Багдада.

Что же касается христианского мира, то весь он был безгранично счастлив и рад тому, что наконец-то пал мусульманский халифат, который на протяжении нескольких столетий противостоял его захватническим интересам на Ближнем Востоке. На тот момент, в седьмом веке по хиджре, основные мировые державы представляли три силы: исламский мир, христианские страны и монголы. До известных событий между мусульманами и христианами шла продолжительная бескомпромиссная война. И этот удар со стороны монголов нанёс мусульманскому миру очень болезненную рану, которая в разы ухудшила его позиции в этом противостоянии. Поэтому у христианских стран вновь возникло стремление повторить свои крестовые походы в Египет и Шам.

Ещё одной причиной радости христиан было и то, что они принимали непосредственное участие в ближневосточном походе монголов и помогали им в уничтожении Багдада. Армянский патриарх благословил Хулагу и его войско на священную войну. Здесь же состоялось и соединение монгольской армии с войсками Гетума I и Боэмунда антиохийского.

Также монголы впервые сдержали своё обещание, которое они дали христианам. Согласно договору, который был заключён между монголами и христианскими правителями, Хулагу запретил преследования христиан всех исповеданий, и христианские жители Багдада не пострадали от монгольской армии. Более того, Хулагу одарил дорогими подарками Несторианского патриарха. Также ему для устройства резиденции был предоставлен один из самых больших дворцов халифа, а сам патриарх был назначен советником Хулагу и членом совета управляющих.

Это всё дало христианам повод говорить, что монголы являются Божьим инструментом для мести врагам Иисуса, то есть мусульманам. И это несмотря на то, что монголы несколько лет тому назад уничтожали самих христиан в Европе. Видимо, они забыли, что творили монголы в Европе, увидев теперь, как они уничтожают мусульман. К сожалению, это не единичный случай в истории…

Так же радовался христианский мир и падению Гранады – последнего оплота мусульман в Андалусии. Если сравнить эти два события – падение Багдада и падение Гранады – мы можем найти много общего. Даже можно сказать, что история повторилась в этих городах.

Смотрите также:

Багдад после падения. Часть 1