Необычные отношения Насыра Юсуфа Аль-Аюби с монголами

24 Апрель 2017
1862

Часть 1

Тем временем монгольская армия под командованием сына Хулагу Юшумут вместе с прибывшими им на помощь из Армении и Грузии христианскими войсками взяла Миафаркин в крепкие клещи. Несмотря на то, что никто из братьев-мусульман, проживавших на близлежащих к Миафаркину территориях, не оказывал помощи и не снабжал город провизией, оружием и медикаментами, амир Камиль Мухаммад выказал редкую отвагу, а народ и армия оказывали ожесточённое сопротивление врагу.

Причиной такого равнодушия было то, что правителям этих территорий удалось убедить своих подданных, которые мало чем отличались от своих правителей, в неправильности того, что делал Камиль Мухаммад.

В свете этих позорных явлений, происходивших на благодатной земле Шама, и предшествовавших им подобных событий, мы можем понять, почему за короткий отрезок времени Миарфакин был взят в полную осаду, а его жители-мусульмане находились на грани жизни и смерти, и ни один мусульманский правитель или община мусульман не подал им руку помощи.

Также мы можем понять, хотя и с трудом, те унижения и позор, которым подверг себя правитель Моссула Бадруддин Люлю и сельджукские амиры Кейкавус II и Клыч Арслан IV, но никак не укладывается в голове то, что сделал Насыр Юсуф Аль-Аюби – правитель Алеппо и Дамаска. Он опустился до такой степени, что понять это просто невозможно.

Этого человека с Камилём Мухаммадом связывало очень многое, даже не учитывая того, что Миафаркин был местом проживания его единоверцев, соседним городом и важным стратегическим партнёром для Алеппо (он был расположен северо-востоке от Алеппо). Следовательно, если бы пал Миафаркин, следующим на очереди из городов Шама, несомненно, оказался бы именно Алеппо.

Даже если не учитывать все вышеперечисленные связи, Насыра Юсуфа с правителем Миафаркина связывали и родственные узы. Оба правителя были из династии Аюбидов, потомками великого Салахуддина Аль-Аюби, с момента смерти которого прошло только семьдесят лет (он умер в 589 году по хиджре). Как мог внук этого человека опуститься до такого позора?

Вопрос, конечно, очень тяжёлый, но мы не можем найти оправдания для Насыра Юсуфа ни со стороны шариата, ни со стороны здравого смысла. Сколько бы ни требовал Камиль Мухаммад помощи от правителя Алеппо и Дамаска, он каждый раз получал категорический отказ. Каждый раз Насыр Юсуф отвечал без колебаний и размышлений, потому что он продал всё за дружбу с монголами.

К великому сожалению, Насыр Юсуф не знал, что монголам нельзя доверять, и они не соблюдают договор. А если и соблюдают, разве может мусульманин продаться монголам, даже за все сокровища этого Мира? Однако Насыр Юсуф не ограничился отказом от помощи Миафаркину, наоборот, принимал участие в осаде города. Более того, он отправил своего сына к Хулагу с письмом, в котором просил у монголов поддержать его в войне против Египта, чтобы очистить его от мамлюков.

В то время, как мусульманская умма находится в таком тяжёлом положении, Насыр Юсуф просит монголов напасть на Египет. С этой целью он отправляет своего сына Аль-Азиза с ценными дарами к новому «другу» Хулагу. Но не тут-то было! Пречист Аллах!

Хулагу посчитал пренебрежением со стороны Насыра Юсуфа то, что он отправил к нему своего сына Аль-Азиза, а не пришёл сам. Ведь другие правители сами приходили к Хулагу, а не отправляли гонцов с подарками. Также Хулагу посчитал оскорбительным для себя то, что Насыр Юсуф требует от него помощи для похода на Египет с последующим объединением завоёванных территорий под своей властью. Хулагу, конечно же, хотел, чтобы весь Шам и Египет оказались под его властью, а не под властью Насыра Юсуфа. Поэтому Хулагу сильно разгневался и отправил в ответ Насыру Юсуфу письмо, написанное в жёстком тоне.

Несмотря на всё это, сын Насыра Юсуфа Аль-Азиз добровольно остался в армии Хулагу, чтобы в дальнейшем принимать участие в войне с мусульманами. Это не удивительно, ведь он был отпрыском такого «льва».

Что касается самого письма, которое было написано на арабском языке, то в этом деле Хулагу оказали услугу примкнувшие к монголам арабские писатели, которые сформулировали его мысли на красивом литературном арабском языке в соответствии с положением и требованиями того времени.

Что касается текста письма, то в нём было сообщалось следующее:

«Как известно правителю Алеппо, мы взяли Багдад мечом Всевышнего Аллаха. Мы убили героев Багдада, разрушили дома, взяли в плен жителей, как сказал Всевышний Аллах в своей великой книге:

قَالَتْ إِنَّ الْمُلُوكَ إِذَا دَخَلُوا قَرْيَةً أَفْسَدُوهَا وَجَعَلُوا أَعِزَّةَ أَهْلِهَا أَذِلَّةً ۖ وَكَذَٰلِكَ يَفْعَلُونَ

«Она (царица) (поняв, что их войско не сможет противостоять войску Сулаймана) сказала им: "Поистине, когда цари (со своим войском) вторгаются в город, они устраивают там беспорядок и унижают его славных жителей. Они поступают так во всех городах, в которые вторгаются» (сура Ан-Намль: 34).

Мы вызвали халифа этого города и задали ему несколько вопросов, на которые он ответил ложью, чем опечалил нас, за это он и заслужил смерть. Он собрал огромное количество ценных сокровищ, а сам был подлым человеком, который, не обращая внимания на других людей, только собирал богатства. Он увеличивал упоминание о себе и заботился только о своём достоинстве. Да остережёт нас Аллах также в последующем окончить жизни так же…

Когда какое-то дело становится совершённым, за ним следует только убыль. И когда говорят, что дело завершено, далее следует закат.

Когда ты находишься в благоденствии, окажи к такому положению уважение. Поистине, ослушание уничтожает блага.

Сколько же молодых людей находятся в благоденствии, не ведая ничего о смерти, пока внезапно она не придёт…

Как только ты прочтёшь это письмо, немедленно вместе с воинами и близкими людьми поспеши повиноваться правителю всего мира Шахиншаху, дабы обезопаситься от его вреда и заслужить его добро. И не задерживай долго наших послов, как их задерживали раньше.

Также нам стало известно, что торговцы и другие состоятельные люди Шама вместе с женщинами и семьями проявили малодушие и сбежали в Египет. Если они укрываются в горах, мы разрушим эти горы, а если они спрячутся на равнине, мы провалим эту землю. Где спасение, когда даже сбежавший не может избежать наказания? В моей власти находятся все плодородные сады и источники воды. Нам покорился Ирак, и под нашей властью оказались эмиры и визири».

Когда Насыр Юсуф окончил чтение угрожающего письма, которое было написано с использованием всего красноречия арабского языка, его сердце от страха ушло в пятки.

Что ему теперь делать?

Продолжение следует…

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.