Дамаск после падения

13 Июнь 2017
2110

Падение Дамаска. Часть 3

Как мы выше упомянули, вся знать Дамаска благополучно доставила ключи Дамаска к монголам. Их встретил новый главнокомандующий монгольской армией в Шаме Китбуга. С удовольствием приняв ключи от города, он дал горожанам гарантии безопасности и двинулся с огромным войском в Великий Дамаск.

Итак, Дамаск, который был столицей омейядского халифата, пал, как до этого пал Багдад – столица аббасидского халифата. Несметные полчища монголов заходили в Дамаск со всех его ворот, не встречая на своём пути никакого сопротивления.

Дамаск – город, который завоевали шесть столетий тому назад Абу Убайда ибн Джаррах, Халид ибн Валид, Амр ибн Аль-Ас и Шурахбиль ибн Хасан (да будет доволен ими всеми Аллах); город, из которого правил миром Муавия ибн Абу Суфьян (да будет доволен им Аллах); город, из которого распространял по всему миру справедливость Умар ибн Абдульазиз (да будет доволен им Аллах); город, из которого под командованием Великого Салахуддина Аль-Аюби вышла на джихад армия, освободившая Иерусалим от крестоносцев.

По прошествии сравнительно небольшого времени в этом городе произошли события, которые даже в кошмарном сне не могли присниться жителям Дамаска в те времена. Мусульмане стали свидетелями того, как в Дамаск вошли христианские командиры, которые шли во главе своих войск, красовались на великолепных скакунах и свободно передвигались по улицам великого исламского города.

1 марта 1260 года, принявший христианство монгольский военачальник Китбуга Ноен вступил в Дамаск во главе монгольской армии. Вместе с ним ехали король Армении Хетум и князь Антиохии Боэмунд.

Впервые за шесть веков, с тех пор как Дамаск покинули византийские войска во времена царя Геракла в 14 году по хиджре после его завоевания мусульманами, три христианских государя ехали с триумфом по улицам древней столицы халифата. («Аль-Музаффар Кутуз ва ма’ракату ‘Айн Аль-Джалут», 114-115)

Впервые за шесть веков мусульмане на всём Ближнем Востоке оказались в положении притесняемого меньшинства.

Монголы и в Дамаске сдержали данное жителям города обещание. Не был убит ни один мирный житель, кроме тех, кто оборонялся в крепости города. Монголы осадили крепость, и через несколько недель, когда она пала, были убиты все, кто там находился.

Итак, Дамаск пал в конце месяца сафар 658 года по хиджре (1260 год), ровно через два года после падения Багдада.

За этот сравнительно небольшой промежуток времени монголы брали один за другим великие мусульманские города. Всюду повторялась одна и та же схема: мусульман вырезали, а христианам оставляли жизнь и имущество. Монгольская армия опустошила огромные территории и покорила множество городов Турции, Ирака и Сирии, в том числе самые важные города этого региона: Багдад, Алеппо и Дамаск. Однако и другие города, которые пали перед монголами, были не менее важными, не говоря уже о высокой плотности населения в этом районе.

Вместе с этим моральное состояние и дух всего исламского мира упали в глубокую пропасть, потому что абсолютное большинство мусульман было более чем уверено в непобедимости монгольской армии и в неизбежно приближающемся конце исламского мира.

После взятия Дамаска монголы начали править городом при помощи христиан. До этого они полностью разрушили стены и замки города. Управление Дамаском было возложено на монгольского правителя, которого очень любили и уважали христиане, хотя он сам не был христианином.

Таким образом, в Дамаске началась какая-то удивительная эра. Ибн Касир характеризирует то время в Дамаске следующими словами:

«Новый монгольский правитель Дамаска Ибиль Саян, да будь он проклят, собрал вокруг себя христианских епископов и священников, оказал им большой почёт и посетил все их церкви. С его помощью христиане добились в Дамаске власти и могущества. Затем делегация христиан с многочисленными дарами отправилась к Хулагу в Тебриз и взяла лично у правителя монголов гарантии безопасности для христиан Дамаска.

Когда эта делегация возвращалась, они зашли в Дамаск с огромным крестом, который несли, подняв высоко над головами. При этом они кричали свой религиозный лозунг "Истинная религия одержала верх – религия Христа" и порочили Ислам и мусульман. Они несли с собой сосуды с вином и, проходя мимо каждой мечети, обрызгивали её вином. Также у них были бутылки, полные вина, из которых они окропляли лица и одежду людей.

У каждого человека, мимо которого проходила эта процессия, они требовали встать перед этим крестом. Затем они остановились на рынке, и христианский проповедник поднялся на скамью перед одной из лавок рынка и стал выступать. В своей речи он восхвалял христианскую религию и порицал Ислам. "Инна ли-Лляхи ва инна иляйхи раджи’ун" (поистине, мы принадлежим Аллаху (Он поступает с нами, как пожелает), и поистине, мы к Нему возвращаемся).

Затем эта процессия с вином вошла в джума-мечеть Дамаска. Увидев это, мусульманские кадии и факихи отправились с жалобой во дворец к Ибиль Саяну – монгольскому правителю Дамаска. Но в ответ они получили только унижения и были изгнаны из дворца. Слова христианских предводителей были поставлены выше их слов. "Инна ли-Лляхи ва инна иляйхи раджи’ун"» («Аль-Бидая ва ан-нихая», 13/254)

Таково было положение Дамаска и всего Шама, которое предвещало ещё большую беду. Мусульмане попали между двумя жерновами: между монголами и христианами. Всем стало ясно, что их сотрудничество затянется надолго, учитывая, что монгольским военачальником в Шаме был христианин Китбуга.

Христиане, проживавшие в Шаме, также прекрасно понимали, что означает такое положение дел в регионе и какие возможности для них открываются, поэтому такое сотрудничество имело для мусульман болезненные последствия.

Мухаммад Султанов

 

Смотрите также:

Падение Дамаска. Часть 1

Падение Дамаска. Часть 2

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.