Как Карматы похитили Хаджар Аль-Асвад. Часть 1

21 Июнь 2017

Не секрет, что положение мусульманского государства на протяжении его истории не всегда было стабильным. Множество врагов Ислама всё время выжидали удобный момент, чтобы навредить халифату. Самыми опасными из них были иудеи, христиане, персы, монголы, и различные группировки внутренних врагов.

Время, когда на Ближнем Востоке и в Хиджазе свирепствовали карматы, считается одним из периодов упадка мусульманского государства. Все началось с того, что военные группировки карматов совершали варварские нападения на мусульман, чем вселяли ужас в их сердца. В ходе этих разбойных нападений они истребляли мирное население.

Дело дошло до того, что они начали грабить караваны паломников, направлявшихся в святые земли Мекки и Медины. Например, в 316 году по хиджре из-за частых нападений на караваны паломников со стороны карматов ни одному паломнику из Ирака не удалось добраться до Мекки и совершить обряды хаджа.

Кто же такие были эти карматы?

Карма́ты (араб. قرامطة) династия Белуджийского происхождения, крупная ветвь религиозно-политической секты исмаилитов, создавших утопическую общину в Бахрейне и в Мултане, в 899 году отделившаяся от основной ветви исмаилитского движения.

Основателем этой секты считается Хамдан ибн Аль-Аш’ас по прозвищу Кармат. В 273 году по хиджре он из Хорасана перебрался в Куффу. Там он стал известен как человек, ведущий набожный, богобоязненный и аскетический образ жизни. Он зарабатывал себе на жизнь плетением корзинок из пальмовых листьев, а свободное время совершал много намазов.

Когда кто-то приходил к нему, Хамдан усаживал его возле себя и долго рассказывал о религии и благочестии. Самое интересное – в этих рассказах он утверждал, что люди обязаны совершать за сутки не пять, а пятьдесят намазов.

Проведя некоторое время в таких разговорах, Хамдан объявил, что он призывает людей к имаму из Ахль Аль-Байт (семейства пророка Мухаммада ). Вскоре путём такого призыва он собрал вокруг себя большое количество единомышленников.

Таким образом была создана шиитская исмаилитская секта, которая позже отделилась в отдельную ветвь карматов. Исмаилиты же являются одной из крупных шиитских групп. После смерти шестого шиитского имама – Джафара Ас-Садика – в рядах шиитов произошёл раскол. Одна часть шиитов посчитала Исмаиля ибн Джафара следующим имамом, в последующем они стали известны как исмаилиты.

Остальные шииты признали седьмым имамом Мусу ибн Джафара. Эта группа на сегодняшний день представляет собой самое многочисленное течение шиитов, которое известно, как иснаашарийяты (последователи двенадцати имамов).

В дальнейшем исмаилиты дали баят (избрали имамом) Мухаммаду ибн Исмаилю. Однако из-за постоянных гонений со стороны аббасидов они были вынуждены покинуть Хиджаз. Исмаилиты подпольно готовились к распространению своей акыды.

Этот скрытый призыв проводился от имени скрывшегося Мухаммада ибн Исмаиля, которого они представляли, как ожидаемого имама Махди. Они утверждали, что когда он вернётся, весь мир наполнится его справедливостью.

Карматы также не признавали основателя Фатимидского государства Убайдаллаха своим имамом и ожидали пришествия истинного «сокрытого» имама Мухаммада ибн Исмаила (внука Джафара ас-Садика).

Сельджукский визир Низам Аль-Мульк пишет о карматах следующее:

«Секта карматов является одним из течений батынитов, которые получили широкое распространение по всему исламскому миру. В разных странах они имеют различные названия, но у них у всех одинаковая акыда (вероубеждение) уподобления. Многочисленные течения этой секты всеми возможными способами стараются навредить мусульманской умме.

Они питают к мусульманскому государству большую зависть и всё время выжидают удобного случая, чтобы навредить халифату. Они называют свою секту таълимитами (следующие за учителем). Это название подразумевало, что карматы не начинали ни одно дело без указания их живого имама, который всегда управлял их делами.

У них нет иной цели, кроме уничтожения Ислама, и они являются заклятыми врагами Ахлюль Бейта – семейства Пророка (мир ему и благословение Аллаха)».

Как начались первые беспорядки

В 873 году в аббасидском государстве появились первые признаки упадка. Именно в это время в Йемене, Ираке, на востоке Аравийского полуострова и в некоторых регионах Персии появились многочисленные агитаторы, которые распространяли исмаилитский мазхаб.

За небольшой промежуток времени карматам удалось втянуть в эту смуту огромное количество людей из числа бедуинов и простых крестьян, которых они завербовали в свой ложный мазхаб. Они обещали своим приверженцам «золотые горы» и освобождение от унижения и гнёта власть имущих.

Карматы вели свой призыв среди людей постепенно. Вначале они призывали к шиизму и следованию за имамом из Ахлюль Бейта. Но в дальнейшем они мало-помалу приводили своих последователей к чрезмерности и вседозволенности.

Кадий Абдульджаббар сказал о них: «Разве вы не видели, что карматы и батыниты, уже добившись определённой цели, начинали ругать пророков (мир им), пренебрегали законами Шариата, убивали паломников и других мусульман и делали истинджа (очищение от нечистот после отправления малой или большой нужды с помощью определенных средств) страницами Корана, Торы и Евангелия».

Далее Кадий Абдульджаббар отмечает, что карматы скрывали свои убеждения. Поэтому они не ругали пророков и не пренебрегали законами Шариата перед простым народом. Таким образом, карматы обманывали людей, скрывая от них свои истинные цели, и незаметно для них самих постепенно сбивали их с пути истинного Ислама.

Но самыми удивительными были действия карматов относительно караванов, которые направлялись в святые места для совершения хаджа. Впервые они напали на караван паломников в 294 году по хиджре. В ходе нападение карматы забрали всё имущество паломников, убили мужчин, а женщин, стариков и детей взяли в плен. Вдобавок к этому они закрыли колодцы, расположенные по пути в Мекку, забросав их трупами мёртвых животных, камнями и песком.

Из-за этого идущие следом караваны не могли найти воду и были вынуждены сдаваться на милость нападавших карматов. Карматы поступили с ними точно так же, как и с первым караваном. Сабит ибн Сунан в своей книге «Тарих ахбар аль-карамита» пишет, что число убитых карматами паломников только лишь в одном караване достигло двадцати тысяч человек.

Когда Абу Тахир Сулейман ибн Абу саид Аль-Джунани в 311 году стал предводителем карматов в Бахрейне, разбойные нападения на паломников немного видоизменились. При нападении на паломников он забирал у них только верблюдов. Он не брал ничего из имущества паломников и не трогал женщин и детей. Вследствие этого большинство людей, которые оставались посреди пустыни без транспорта, умирали от голода и жажды.

В 312 году Абу Тахир также планировал грабить караваны паломников. С этой целью он занял город Куффу, через который проходило более двенадцати путей, по которым паломники направлялись в Мекку.

Однако люди в том году отказались от хаджа. В итоге ни один человек из этого региона не отправился на хадж в Мекку. Но карматы и в последующие годы продолжали свои разбойные нападения на паломников.

Продолжение следует…

Мухаммад Султанов