Государственное устройство Имамата Шамиля

19 Февраль 2011
13440

Роль наибов в государстве Шамиля.

Роль наибов в государстве Шамиля.История Дагестана богата неординарными личнос­тями, которые ставили великие цели и многое делали для их осуществления. К таким историческим деятелям относится имам Шамиль.

Становление личности происходит уже в детстве и юности. Природа гор и традиции, царившие в горах ве­ками, сформировали из Шамиля настоящего мужчину. С молоком матери он впитал в себя те основные ценно­сти, которые были неотъемлемой частью жизни горца - уважение и почтение к старшим, совестливость, сме­лость, выдержанность, трудолюбие. Ежедневные физи­ческие упражнения сделали из него человека незауряд­ной силы, ловкости и выносливости.

Шамиль получил духовное образование у лучших ученых-арабистов Дагестана. Мухаммад Ярагский, Джамалуддин Казикумухский, Сайд Араканский, Гази-Мухаммад Гимринский, Абдурахман Согратлинский - эти высокочтимые люди повлияли на становление личнос­ти Шамиля. Именно образование в решающей степени позволило Шамилю стать имамом и самым авторитет­ным лидером на Кавказе, оно развило в нем дар мысли­теля, огромный интеллект и возбудило большую нрав­ственную силу.

Масштабность любой исторической личности опреде­ляется ее историческими деяниями. Российский историк А. А. Каспари считал, что «как администратор Шамиль был одной из гениальных личностей XIX века». Ша­миль вошел во всемирную историю не только как духов­ный лидер и руководитель освободительной борьбы гор­цев, умелый военный тактик и стратег, искусный поли­тик и дальновидный дипломат, но и как великий рефор­матор, создавший уникальное государство Имамат. По замыслу Шамиля гордые народы Северного Кавказа должны были иметь собственное государство, которое позволило бы им всем вместе выступать на международ­ной арене.

В Имамат вошли земли ликвидированного Аварско­го ханства, множество союзов сельских обществ горного Дагестана и почти вся Чечня. Под влиянием Имамата находились также в разное время ряд обществ Ингуше­тии, отдельные аулы Хевсуретии и Тушетии. Мощное влияние государства ощущалось и на Западном Кавка­зе. Численность населения Имамата не превышала 400 тыс. человек, а территория - 961 км. в окружности.
Население имамата было разноязычным и разно-этническим, насчитывалось до 50 народов и народнос­тей Дагестана, Северного Кавказа, России и других ев­ропейских и азиатских стран, живших в Имамате и бо­ровшихся с общим врагом - российским царизмом. Таким образом, Имамат был особым многонациональным госу­дарством, в котором Шамиль проводил справедливую на­циональную политику.

Объединение горцев в рамках Имамата не было про­сто механическим или стихийным. Это была четкая ор­ганизация с административно-территориальным уп­равлением от высших государственных звеньев к низ­шим. В Имамате функционировала система суда, впер­вые на Северном Кавказе была создана своеобразная фи­нансово-налоговая система.

Официальным языком мно­гонационального имамата стал арабский, пришедший на Кавказ вместе с исламом. Была создана армия, насто­ящая боеспособная организация, интернациональная по своему составу, налажено производство горского ору­жия.
В Имамате были полностью освобождены все фео­дально-зависимые категории крестьян, отменены фео­дальные подати и повинности. Шамиль также отменил рабство. Была ликвидирована феодальная собствен­ность и образована новая форма собственности на зем­лю - байтулмальская (имаматская).

Государственная структура Има­мата.

Верховная власть в Имамате принадлежала имаму и советам при нем. Имам был повелителем правоверных, высшим духовным лицом, главой исполнительной влас­ти, высшей судебной инстанцией, главнокомандующим ар­мией. При имаме действовал Тройной совет из наиболее доверенных и авторитетных лиц и Диван-хана, состоящая из 32 человек и осуществлявшая одновременно законода­тельные, исполнительные и арбитражные функции.

Имам и Диван-хана контролировали службу оповестителей - летучую почту, службу ревизоров, а также отде­лы: налоговый; военный; общественного порядка; над­зора за соблюдением шариата; науки и ученых; по делам христиан и веротерпимости.

В Имамате было создано административно-террито­риальное деление на мудирства и наибства. Мудиры уп­равляли несколькими наибствами и выступали в качест­ве наместников имама на местах. Мудирства, введен­ные в конце 40-х годов, были ликвидированы Шамилем в 1852 году. Наибы сохраняли принципиальное равенст­во среди начальников Шамиля. Наибу подчинялась тер­ритория, разделенная на участки во главе с ма'зунами. В аулах административную власть осуществляли назна­чаемые сотник, кадий, дибир. Эта иерархия контролиро­валась службой мухтасибов, подчинявшихся лично Ша­милю.

В системе аула ключевой фигурой выступал муфтий, который вершил правосудие в наибстве. Кандидатуру муфтия подбирал наиб, а утверждал ее имам. Муфтий об­лекал судебной властью кадиев и мулл. Существовала воз­можность апелляции в Диван-хану и лично имаму.

Государство существовало на средства казны (байтул-мал), вел дела казначей, назначаемый имамом и перио­дически отчитывавшийся в Диван-хане.

Наибства имамата.

В исторической литературе назы­вается цифра 50 наибств, образован­ных за время суще­ствования Имама­та. Основные наибства располагались на землях Северно­го Дагестана, насе­ленных аварцами, и на большей части Чечни.

Наибами в раз­ное время было свыше 150 человек, представителей разных националь­ностей и из разной социальной среды. Быть наибом в Имамате означало обладать незауряд­ными качествами без каких-либо ссы­лок на националь­ность или заслуженность тухума. Это обстоятельство выступало как кон­солидирующая и стабилизирующая сила в правящей элите Имамата. Все наибы были равны между собой неза­висимо от значения управляемой ими территории.

Каждый наиб, так же как и имам, имел свою личную гвардию - муртазикатов, число которых варьировалось от 100 до 300 че­ловек.

Наибы в своем большинстве были провод­никами реформаторской политики Шамиля. Благодаря им, в частности, была осуществле­на военная реформа. Английская писательни­ца Лесли Бланч приводит в своей книге «Саб­ли рая» слова пленного русского офицера, дол­го прожившего в Имамате, что наибы были «цементным раствором, укрепляющим стены каменной крепости».

У Шамиля было много прославленных наибов. Вот имена некоторых из них:
Мухаммад Амин Гонодинский, Ахбердил Мухаммад из Хунзаха, Даниял Бек, султан Элисуйский, Кади Мухаммад Чамалальский, Талгик Аргунский, Идиль Веденский, Дуба Вашенодоронский, Гамзат Чантинский, Батуко Шатоевский, Эски Хулхулинский, Сааду Мичикский, Хаджияв Каратинский, Хаджи-Мурат Хунзахский, Кибит-Магома Телетлинский, Байсунгур Беноевский, Газияв Андийский, Шахмардан-Хаджияв Чиркеевский, Ахмад Автуринский.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.