Ибн Асакир – учёный Ислама

19 Июнь 2012 944

Ибн Асакир – учёный ИсламаАли бин Хасан бин Хибатулла Абу ль-Касим, более известный как Ибн Асакир, родился в месяце мухаррам 499-го года по Хиджре в Дамаске.

Его родители были благочестивыми и образованными людьми и приложили много усилий, чтобы привить своим детям любовь к знаниям. Все их дети выросли учёными, но наибольшую известность из них получил Ибн Асакир.

Незадолго до его рождения мать услышала во сне голос, который сообщил ей, что у неё родится ребёнок, которого ожидает великое будущее, и что от этого ребёнка будет большое благо для мусульман. Также было сказано ей во сне, чтобы она на сороковой день после рождения сына отправилась на гору Касьюн к «пещере первой крови» и раздала там милостыню.

Гора Касьюн, у подножия которой раскинулся Дамаск, является свидетелем многих исторических событий. Здесь произошло первое убийство в истории человечества, когда сын Адама Кабиль (Каин) из-за зависти убил своего брата Хабиля (Авеля). Говорят, в «пещере крови», которая находится на этой горе, хранится камень, хранящий следы крови Авеля. В этом месте поклонялись Аллаху множество пророков и праведников.

После рождения Ибн Асакира мать сделала так, как было велено ей во сне, и этот сон в действительности оказался вещим: этому ребёнку было суждено стать одним из величайших учёных исламского мира.

Отец Ибн Асакира тоже увидел во сне, что у него родится сын, посредством которого Всевышний оживит сунну Пророка (мир ему и благословение).

Тажуддин Субки пишет: «Клянусь Аллахом, так оно и было. Аллах оживил посредством него сунну и умертвил новшества. Он говорил истину и не боялся чьего-либо порицания...».

На пути к знаниям

Ибн Асакир в 6 лет начал изучать хадисы у своего отца и старшего брата Абу ль-Хасан Саинудина, который являлся известным мухаддисом. Всё его детство и юность прошли в приобретении знаний. Он посетил многих известных учёных Дамаска и преуспел в изучении хадиса и других наук Шариата.

Как и многие великие учёные, которые жили до него, Ибн Асакир не собирался удовлетворяться знаниями, которые получил в родном городе, и решил отправиться в путешествие ради приобретения новых знаний.

Его учитель Абу ль-Хасан бин Кайс сказал ему, когда тот решил отправиться в странствие: «Я надеюсь, что Аллах оживит посредством тебя это дело», то есть сунну Пророка (мир ему и благословение). И учитель не ошибся в своём предположении, так как вскоре его ученик стал самым знаменитым мухаддисом в исламском мире.

В 519-м году по Хиджре в 20-летнем возрасте Ибн Асакир отправился в Багдад и обучался у известных местных учёных. В 520-м году он вознамерился совершить хадж и отправился в священные города. В Мекке и Медине встретился с учёными священных городов и перенял от них знания. Затем возвратился в Багдад и провёл в медресе Низамия около 5 лет.

В Багдаде его прозвали «горящим пламенем» из-за его смышлёности и остроты ума. Несмотря на то, что Багдад был столицей халифата и в нём проживало множество крупных учёных, Ибн Асакир получил в городе известность благодаря своим способностям.

В 525-м году по Хиджре он возвратился в Дамаск и провёл на родине четыре года. В 529-м году по Хиджре, после того как умерла его мать, он отправился в Хорасан, где проживало множество крупных учёных. Ибн Асакир посетил многие крупные города Хорасана, такие как Асбахан, Мерв, Тибриз, Байхак, Рай, Герат и многие другие.

За годы учёбы и странствий Ибн Асакир посетил огромное количество учёных. Сообщается, что количество учёных, от которых он перенял знания, было более тысячи трёхсот. Среди тех, у кого он обучался, было также более 80 женщин.

Его учителя, видя стремление и искренность Ибн Асакира, оказывали ему большое внимание. Приведём один пример, как учёные относились к нему.

Во время поездки в Хорасан Ибн Асакир посетил известного мухаддиса и суфия Мухаммада аль-Фарави и провёл рядом с ним год, обучаясь у него.

Ибн Асакир пишет, что он отправился в эти края для того, чтобы обучаться у этого великого имама, так как тот обладал глубокими знаниями, и он провёл рядом с ним целый год. Во время обучения аль-Фарави заболел, и врач посоветовал ему прекратить уроки. Но тот отказался и сказал, что, может, ради того, чтобы обучить этих учеников, Аллах оставил его на этой земле. Ибн Асакир пишет, что аль-Фарави не мог вставать из-за болезни и, тем не менее, не прекратил уроки. Когда Ибн Асакир покидал этого богослова, тот сильно опечалился и сказал, что, наверное, после этого они никогда не увидятся. И действительно, Ибн Асакиру уже больше не суждено было его увидеть, так как вскоре тот умер.

Очень интересную историю приводят о начале обучения Ибн Асакира у аль-Фарави. Захаби пишет, что, когда Ибн Асакир пришёл к нему за знаниями, то так его утомил, что после трёх дней у аль-Фарави возникла мысль запереть ворота, чтобы Ибн Асакир не приходил к нему. Но наутро пришёл человек и сказал: «Я посланник Пророка (мир ему и благословение) к тебе. Я увидел во сне Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и тот сказал мне, чтобы я шёл к аль-Фарави и сказал: “В ваш город пришёл человек из Сирии ради приобретения моих хадисов, и пусть аль-Фарави не испытывает раздражения, и пусть он ему не надоедает”». После этого, когда Ибн Асакир приходил к аль-Фарави за знаниями, тот не вставал, пока Ибн Асакир не встанет, как бы долго ни продолжался урок.

В 533-м году по Хиджре Ибн Асакир возвратился в Дамаск и начал обучать студентов.

От Ибн Асакира приводят, что он сказал: «Аллах свидетель тому, что в моём сердце; когда я вознамерился приступить к обучению студентов, то не желание возвыситься толкнуло меня к этому. Я сказал себе: когда же ты начнёшь рассказывать людям всё то, что ты приобрёл?! Какая польза, если ты оставишь после себя лишь исписанные листы? После этого я сделал «истихара», посоветовался с моими учителями и известными людьми Дамаска, и все они сказали: “Кто же более тебя достоин этого?” И в 533-м году я начал читать хадисы».

Высказывания учёных об Ибн Асакире

Крупнейший богослов того времени Абу аль-Ала аль-Хамазани сказал одному из своих учеников, который попросил разрешения отправиться в путешествие ради приобретения знаний: «Если найдёшь учителя, обладающего большими знаниями, чем я, то тогда я даю тебе разрешение. Разве только если ты отправишься к хафизу Ибн Асакиру, так как он хафиз, как полагает быть хафизу».

Учитель Ибн Асакира Абу аль-Фазл ат-Тусий сказал: «Я не знаю, кто был бы сегодня более достоин звания «хафиз», кроме него».

Имам Навави говорит: «Он (то есть Ибн Асакир) хафиз Сирии, и даже более того, он хафиз всего мира».

Захаби пишет: «Он был проницательным учёным, хафизом, достигшим совершенства, хорошо знающим это дело. Он достиг недосягаемого для других уровня, и не было подобного ему в его время».

Ибн Асакир и правители исламского мира

Ибн Асакир пользовался большим авторитетом как среди учёных Шариата, так и среди правителей.

Нуруддин Занки, величайший правитель исламского мира, одержавший множество побед над войсками крестоносцев, высоко ценил Ибн Асакира и всячески способствовал ему в распространении знаний.

В 549-м году Нуруддин Занки построил учебное заведение «Дару ль-хидис ан-нурия» и предложил Ибн Асакиру возглавить его.

«Дару ль-хидис ан-нурия» является первым учебным заведением, которое специализировалось на хадисах. И, как самый знающий имам хадиса, Ибн Асакир возглавил это учебное заведение.

Нуруддин Занки посещал его собрания, посвящённые хадисам Пророка (мир ему и благословение).

Салахуддин, великий правитель, освободивший Иерусалим от крестоносцев, тоже относился с почтением к имаму и посещал его собрания.

После смерти Ибн Асакира это учебное заведение возглавил его сын аль-Касим. Уроки аль-Касима посещал Салахуддин, и сообщается, что когда аль-Касим начал читать написанную им книгу про джихад, то Салахуддин присутствовал на всех лекциях, посвящённых этой теме.

Передают, что когда после смерти Нуруддина Занки Салахуддин стал правителем, то Ибн Асакир перестал посещать его собрания. И когда Салахудин упрекнул его в этом, он ответил: «Я удалился от ваших собраний, потому что я увидел, что эти собрания подобны собраниям торговцев, где не слушают говорящего. Лишь вчера мы посещали собрания Нуруддина Занки, и мы сидели подобно тем, на чьих головах разместились птицы. Почтение и величие покрывали его собрания. Когда говорил он, мы все молчали, и когда говорили мы, он слушал нас». Салахуддин принял это замечание от Ибн Асакира и потребовал, чтобы в присутствии Ибн Асакира все вели себя подобающим образам.

Труды Ибн Асакира

Ибн Асакир написал множество книг. Количество этих изданий переваливает за сто. Но две его книги получили наибольшую известность, и мы более подробно остановимся на них.

Наиболее известной книгой, которую написал Ибн Асакир, является его многотомный труд «История города Дамаск».

Ибн Асакир начал писать «Историю…» ещё в молодости, во время своих странствий в поисках знаний, и закончил в 559-м году по Хиджре, когда ему было уже 60 лет. Как пишет сам имам, из-за занятости и проблем он иной раз надолго оставлял работу над книгой, а потом снова возвращался к ней. В общей сложности около тридцати лет Ибн Асакир писал эту книгу. Правитель Нуруддин Занки, когда узнал, что Ибн Асакир пишет «Историю…», очень заинтересовался и попросил учёного уделять больше внимания этому великому труду.

Книга состоит из 80 томов, и хотя называется «История города Дамаск», тем не менее, в ней описывается не только история этого города и известных личностей, связанных с ним, но и история многих других городов Сирии, а также всего исламского мира.
Вторая книга, о которой мы поведаем в этой статье, называется «Разъяснение измышлённой лжи, отнесённой к Абу аль-Хасану аль-Ашари».

Ибн Субки говорил про эту книгу: «Тот, у кого нет этой книги, – в неведении о своём положении».

В этой книге описывается жизненный путь Абу ль-Хасана аль-Ашари – величайшего имама ахлю сунны. Также в книге приводятся биографии крупнейших учёных ахлю сунны, которые были последователями этого великого имама.

Особенно актуальна эта книга в наши дни, когда многие мусульмане не знают убеждений учёных ахлю сунны и заблудшие группы возводят измышления на этого великого имама и на его путь. Между тем огромное количество крупнейших имамов ахлю сунны на протяжении многих веков следовали пути этого имама. Поэтому особенно тем, кто приобретает религиозные знания, необходимо прочитать эту книгу, чтобы иметь ясное представление об убеждениях богословов ахлю сунны.

Кончина учёного

Ибн Асакир умер 11 числа месяца раджаб 571-го года по Хиджре. Огромное количество людей пришло проводить его в последний путь. Среди тех, кто присутствовал на похоронах имама, был и султан Салахуддин. Говорят, Салахуддин провожал имама в последний путь с непокрытой головой, показывая тем самым, как он скорбит по этому великому учёному.

Похожие материалы: 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.