Имам Ахмад ибн Ханбал

Имам Ахмад ибн ХанбалИмам Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбал (да будет доволен им Аллах) - основатель ханбалитского мазхаба (правовой школы) - родился в Багдаде, в 20 день месяца рабиуль-аваль в 164 году по хиджре – (778 г). Его отец Мухаммад был известным воином, жившим в городе Басре (Ирак).  Он умер в возрасте тридцати лет, когда сын был ещё младенцем. Вся ответственность за его воспитание легла, таким образом, на его мать Сафию бинт Маймун бинт Малик аш-Шайбани.

Когда Ахмад (да будет доволен им Аллах) подрос, мать отдала его в школу для изучения Корана и хадисов, а также других предметов. Хадисами Ахмад (да будет доволен им Аллах) особенно заинтересовался, и с 15 лет начал активно заниматься ими. Тогда же он стал посещать собрания ученых в Багдаде, приобретая таким образом все больше знаний. В те времена нужно было встречаться и беседовать  с шейхами, которые проживали в разных странах. Вообще, это было традицией, чтобы ученики получали информацию непосредственно от наставников, а не из книг. Ахмад ибн Ханбал (да будет доволен им Аллах) занялся собиранием хадисов, для чего предпринимал поездки к тем, кто их знал.

Таким образом, он стал одним из величайших знатоков и рассказчиков хадисов того времени. Сосредоточившись на изучении хадисов, имам Ахмад изучал науки фикха и хадисов у имама Юсуфа, знаменитого ученика Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах), а также у самого имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах). Также его учителями были Ибрахим ибн Саид, Суфьян ибн Уяйна, Яхья ибн Саид. Некоторые из его учителей пересказывали хадисы со слов своего выдающегося ученика. Это Абу Давуд, имам аш-Шафии, Яхья ибн Адам, имам аль-Бухари, имам Муслим, и Язид ибн Харун (да будет доволен ими Аллах).

Знаменитый ученый Абу Бакр аль Байхаки назвал аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) учителем, имевшим наибольшее значение для имама Ахмада (да будет доволен им Аллах). Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) был особенно привязан к имаму аш-Шафии (да будет доволен им Аллах), что хорошо видно из рассказов в его книгах. Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) также глубоко уважал имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) за искренность его намерений, и выдающуюся ученость. Аш-Шафии (да будет доволен им Аллах), несмотря на то, что он был видным ученым своего времени, обращался к имаму Ахмаду (да будет доволен им Аллах) каждый раз, когда испытывал трудности в отношении хадисов. Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) назвал имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) «обладающим глубочайшими познаниями в делах хадисов».

Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал : "Когда я покидал Багдад, я не оставлял там более ведающего в вопросах фикха, более набожного, более аскетичного, более знающего, чем имам Ахмад ибн Ханбал".

Имам Ахмад был очень богобоязненным ученым. Однажды, когда аббасидский халиф Харун ар-Рашид сказал имаму аш-Шафии (да будет доволен им Аллах), что ему нужен кадий (шариатский судья), которого можно было бы послать в Йемен, имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) обратился к имаму Ахмаду (да будет доволен им Аллах) (ему было 30 лет, и он занимался в учебном кружке имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах)). Ахмад (да будет доволен им Аллах) наотрез отказался, говоря: «Я пришел в твой дом в поисках знания, а не за тем, чтобы ты ставил меня в затруднительное положение, предлагая принять должность кадия». Тогда имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) замолчал.

Когда имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) был в Йемене, он жил в нужде. Его учитель, шейх Абдурраззак, знаменитый мухаддис (передатчик хадисов) узнал об этом и, взяв пригоршню динаров, поднес их имаму Ахмаду (да будет доволен им Аллах). Имам (да будет доволен им Аллах) ответил: «Я в них не нуждаюсь». Однако одежда его почти износилась, а другой одежды не было. Он попытался спрятаться в своем доме и запер двери. Люди стали искать его и узнали причину, по которой он прятался. Они предложили ему денег, но имам принял только один динар с условием, что расплатится за него работой.

Знаменитый  мухаддис Абу Давуд говорил об имаме Ахмаде (да будет доволен им Аллах), что сидеть в его обществе значило заслужить великую награду в мире ином. Он за всю жизнь ни с кем не поссорился. Байхаки рассказывает об Ахмаде (да будет доволен им Аллах), что когда кто-то попросил его дать определение мутаваккила (того, кто полагается на Аллаха), он сказал: «Это тот, кто не возлагает надежды ни на кого, кроме как на Аллаха».

Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) подвергался преследованиям со стороны правителей того времени, потому что последние приняли философию мутазилитов (последователи одного из заблудших течений Ислама). Имам был заключен в тюрьму на длительный срок, и правители обращались с ним очень грубо. Есть много свидетельств о его страданиях. Невзгоды  имама Ахмада  (да будет доволен им Аллах) фактически начались тогда, когда он вступил в конфликт с мутазилитами и с их философской идеологией. Мутазилиты были свободомыслящими, и им, к сожалению, покровительствовали халифы Мамун ар-Рашид, Мутасим Билляхи и аль-Васик, которые приняли точку зрения мутазилитов, сделали ее официальной идеологией, заставляя мусульман следовать ей. Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах), завоевавший авторитет «спасителя Ислама от нововведений», и другие традиционные учёные категорически отреклись от мутазилитских доктрин, и осудили  вредоносный тезис о сотворенности Корана, который поддерживали аббасидские халифы. По этой причине он был приведен на суд из Багдада в Тарс, закованный в тяжелые цепи. В особенности он страдал в период правления Мутасима Билляхи, когда терпеливо перенес телесное наказание и тюремное заключение.

Халиф, признавая ученость и благочестие имама Ахмада (да будет доволен им Аллах), время от времени приходил к нему и предлагал признать доктрину мутазилитов, обещая освободить от всех оков и сделать первым среди придворных. Но имам (да будет доволен им Аллах) отказался принять ошибочную мутазилитскую идеологию. В гневе халиф Мутасим велел слугам топтать его ногами, и в результате этой жестокости у него были вывихнуты многие суставы.

Имам содержался в тяжелых цепях. Он был брошен в тюрьму в Багдаде, где провел 28 месяцев. В его камере не было света, а по вечерам ему не давали лампу. Поскольку имам продолжал отстаивать истину и не соглашался с ошибочными мутазилитскими доктринами, выдвинутыми Абдуррахманом аль-Мутазили и Исхаком ибн Ибрахимом аль-Мутазили, были приведены палачи, ему связали руки и секли до потери сознания. Но несмотря на все жестокости, имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) продолжал утверждать, что Коран не был сотворен, что он (Коран) - Слово Аллаха, и тот, кто говорит, что Слово Аллаха сотворено, совершает грех  неверия - куфр. Халиф Мутасим испугался за свое будущее в этом мире и мире ином, и 25 Рамадана 221 года по хиджре приказал прекратить наказание и снять цепи. Раны начали заживать, и Мутасим велел своим людям приходить и справляться о  здоровье  имама. Ахмад (да будет доволен им Аллах) простил всех, кроме тех, кто совершил великий грех против Книги Аллаха.

Имам приобрел большую известность во всем мусульманском мире. Он написал много книг, но самыми значительными из них являются аль-Муснад, Китаб-уль-Амаль, Китабу-тафсир, Китаб-насих валь-мансух, Китаб-уль-Захид, Китаб-уль-Масаиль, Китаб-уль-Фалаиль и Китаб-уль-Иман.

Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) уделял огромное внимание сбору,  повествованию и толкованию хадисов. Его метод обучения заключался в диктовке хадисов из его собственного огромного собрания, известного под названием «аль-Муснад», содержавшего более 30 тысяч хадисов, а также мнений асхабов - сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) относительно их толкований. Затем он применял эти хадисы и фетвы к различным проблемам своего времени. Если ему не удавалось найти подходящий хадис или мнение асхабов для решения той или иной проблемы, он предлагал свое собственное мнение, запрещая, однако, своим ученикам записывать какое бы то ни было из своих суждений. Он предостерегал от слепого следования мнениям ученых, стараясь тем самым внушить ученикам высокое уважение к основополагающим источникам Ислама - Корану и Сунне.

Превосходство хадисов над всем остальным для имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) было столь велико, что он предпочитал слабый хадис фетве, выведенной методом дедукции.

Ибн аль-Джавзий сообщает такие слова имама Ахмада (да будет доволен им Аллах): «Всякий, кто отвергает достоверный хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), на грани уничтожения». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) дал следующий наказ сподвижникам и мусульманам в целом: «Доносите обо мне, даже  если это один аят», для того, чтобы наставление Аллаха стало доступно для всех поколений мусульман. Именно поэтому имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) яростно боролся против всего, что может помешать донесению божественного руководства его поколению, а также тем, кто придет после.

Кутайба сказал: «Если бы Ахмад был во время Суфьяна ас-Саври, Малика, Авзаия, Лайса бин Саада, он был бы более выдающимся, чем они». Его спросили, был ли Ахмад из табиинов. Он ответил: «Он - из вели­чайших табиинов».

У имама было много учеников, но основными являлись двое его сыновей - Салих и Абдуллах. Имамы Бухари и Муслим, составители самых значительных и достоверных сборников хадисов, относились к числу великих ученых в области хадисов, учившихся у имама Ахмада (да будет доволен им Аллах).

Большинство его последователей сейчас в Палестине, Саудовской Аравии и странах Персидского залива.

Имам Ахмад ибн Ханбал умер в  возрасте 77 лет 30 числа месяца Рабиуль-авваль в 241  году по хиджре – (855 г.) в Багдаде. Говорят, что на его погребальную молитву собралось около миллиона человек.