У Канаана ибн Куша родился сын. Будучи проницательным, отец чувствовал, что ребенок вырастет безбожником. Посоветовавшись с женой, они решили избавиться от младенца. Мать отнесла сына в поле и оставила его там. Внешнего вида мальчика пугались и убегали животные – на его лице была печать Ада.
Ребенка подобрали люди и назвали Намрудом. Вырос он, не зная своих родителей, и стал жестоким и властным человеком. С каждым днём в нем росло желание господствовать над людьми, и со временем он подчинил себе всех в округе. Канаан, не ведавший, что Намруд приходится ему сыном, прослышал об угнетении им людей, собрал испытанное в боях войско и вышел в путь с намерением сразиться с ним. Намруд же, услышав об этом, также собрал войско. Они двинулись навстречу друг другу, и произошел кровавый бой. Войско Канаана было повержено. Теперь они готовились к поединку. И хотя оба не уступали друг другу, однако Канаан в конечном счете был побеждён и убит.
Отныне государством правил Намруд. Он объявил себя богом и приказал поклоняться ему.
Однажды Намруду приснился сон, сильно опечаливший его. Прорицатели так растолковали увиденное: на свет родится мальчик, который погубит его царство. Испугавшись, Намруд повелел умертвить всех родившихся в тот год мальчиков и разделить супругов. Но подобные указания Намруда не смогли повлиять на решение Создателя небес и земли. Всевышний Вечен в Своих порядках, Его предопределение свершается не по воле правителей. Многие великие цари обманулись, ослеплённые мощью и властью.
Какие бы притеснения ни вершил Намруд, Всевышний не оставил Ибрахима (мир ему) – будущего великого пророка. Его мать Лаюса скрывала свою беременность, а когда настала пора появиться ребенку на свет, она незаметно для людей удалилась в пещеру. Родив сына и оставив его там, Лаюса вернулась домой. Через три дня она снова пришла туда, чтобы забрать младенца. Найдя его в полном здравии, с ясным, сияющим ликом, подобно молодому месяцу, мать осталась очень довольна. Жажду и голод мальчик утолял сосанием пальцев, из которых сочились молоко и мёд. Рос он быстро – день шёл за месяц, а месяц за год. Пробыв в пещере пятнадцать дней, он появился в доме родителей в сопровождении ангела Джабраила.
Судя по рассказам, Азар не знал, что его ребёнок жив. Лаюса же сказала мужу, что сын родился, но вскоре умер. Когда же мальчик неожиданно появился, отец удивился, а после открытия тайны супруги обрадовались и обняли друг друга.
Ибрахим (мир ему), обращаясь к родителям, начал говорить о Единобожии. Отказавшись признать, что Бог Един и боясь Намруда, Азар ударил сына по лицу. Затем он повёл его к правителю и заявил, что это и есть тот мальчик, от которого в будущем ему придется защищаться. Он также признался, что до этого времени он ничего не знал о существовании сына и поведал правителю о произошедшем. Намруд подозвал Ибрахима (мир ему) и начал расспрашивать того о его вероубеждении. На заявления, что он (Намруд) является богом, мальчик ответил отрицательно и резко прервал речь правителя. Намруд сказал, что такому великому человеку, как он, не пристало спорить с детьми, вернул сына Азару с наказом дать сыну этическое воспитание. Однако маленький Ибрахим (мир ему) не переставал настаивать, что нельзя поклоняться никому, кроме Единого Бога, создавшего людей и весь мир.
Отец Ибрахима (мир ему) мастерил красочных идолов и отправлял сына продавать их. Ибрахим (мир ему) же, связав идолов за ноги и таща их за собой, обходил селение и возвращался домой, не продав ни одного. При этом он громко объявлял, что не будет никакой пользы тому, кто их купит. Так прошло время, и Ибрахим (мир ему) достиг семнадцати лет.
Племя, в котором жила семья Ибрахима (мир ему), установило в году один праздничный день, когда все, разложив еду перед идолами, уходили в поле для совершения поклонения. Но Ибрахим (мир ему) отказывался от этого языческого действа под разными предлогами. Бывало так, что еда принималась. На самом деле ее забирал сатана, однако никто над этим не задумывался. Когда наступил праздник, Ибрахим (мир ему), вооружившись топором, отправился к идолам. Было их сто семьдесят. Ибрахим (мир ему) разрушил всех, кроме одного – самого большого. На его шею он повесил топор и вернулся домой.
Совершив поклонение, люди поспешили к идолам, но обнаружили, что все они уничтожены. Кто-то сказал, что объявился некий молодой человек по имени Ибрахим (мир ему), не признающий идолов. Намруд приказал привести Ибрахима (мир ему). На вопрос, кто устроил погром и уничтожил божества, будущий пророк указал на идола, на шее которого висел топор, предложив спросить об этом его самого. Но люди, придя в недоумение, возразили, каким образом может говорить не имеющий, ни сил, ни знаний идол.
Приближенные Намруда предложили сжечь Ибрахима (мир ему) на костре. Населению было приказано собрать дрова, на что ушло три месяца. Из собранных дров образовалось нечто, подобное холму. Когда его подожгли, то дымом заволокло всю округу. Постепенно огонь усиливался, его огненный жар дошел даже до Дамаска. Теперь стояла задача, каким образом бросить Ибрахима (мир ему) в огонь. Появившись в облике старца, сатана посоветовал Намруду изготовить катапульту. Правитель внял его совету, и когда снаряд был готов, он был вне себя от радости. Восседая на троне, Намруд с удовлетворением наблюдал за тем, как Ибрахима (мир ему) будут бросать в огонь.
Ангелы на небесах, сжалившись над Ибрахимом (мир ему), стали просить Всевышнего облегчить его участь. Всемилосердный Аллах разрешил ангелам помочь Ибрахиму (мир ему), если тот попросит об этом. Тогда к Ибрахиму (мир ему) явился ангел Микаил и спросил, не затушить ли этот костер дождем? Ибрахим (мир ему) отказался от помощи. Затем явился ангел Джабраил и спросил, не нужна ли его помощь. «От тебя мне ничего не нужно, достаточно мне знания Всевышнего», – ответил ему Ибрахим (мир ему), уповая на Создателя. Ударом крыла Джабраил уменьшил силу пламени. В стороне от Ибрахима (мир ему) появился родник и выросло гранатовое дерево. Джабраил принес для него трон из Рая и расстелил шелковую постель. Ибрахима (мир ему) одели в красивые наряды и, как жениха, с почётом усадили на трон. Там он пребывал в полном спокойствии. Увидев чудо, которым Аллах одарил Ибрахима (мир ему), многие уверовали в тот день, однако увиденное не тронуло сердце жестокого Намруда. Он приказал Ибрахиму (мир ему) покинуть его владения.
Пророк собрался пойти в сторону Аль-Халиля (Хеврона), взяв с собой племянника Лута (мир ему) и женщину по имени Сара. Сара уверовала в пророчество Ибрахима (мир ему), и по откровению Всевышнего они стали супругами. Их жизнь в Аль-Халиле была красивой и беззаботной. Однажды вместе с Сарой Ибрахим (мир ему) отправился в Египет по торговым делам. Прибыв туда и услышав о распутной жизни египетского правителя и угнетении им народа, он забеспокоился за жену. Он спрятал ее в сундук среди прочей поклажи, но конный дозор обыскал его и обнаружил красавицу. Сару доставили к правителю. Он потребовал отдать её ему в жёны, на что Ибрахим (мир ему) ответил, что та уже замужем. Однако правитель решил сделать это силой. Когда он стал протягивать к ней руку, она тут же отсохла. Он покаялся, и рука ожила. При второй попытке дотронуться до Сары у него отсохли рука и нога. Он тут же повторно покаялся в своем дурном намерении. Так повторялось несколько раз, пока правитель полностью не отказался от своих мыслей. Став свидетелем подобного чуда, он осознал свои порочные действия, и покаялся.
Все эти действия для Ибрахима (мир ему) не были тайной – внутренним взглядом сердца он наблюдал за происходящим. Правитель сделал Ибрахима (мир ему) своим приближенным и оказал ему почет. Получив от него в подарок рабыню Хаджар, Ибрахим (мир ему) и Сара отправились в дорогу. Они поселились в местечке Ваади-Ссабу в Сирии. Всевышний одарил их многочисленными благами. Ибрахим (мир ему) никогда не ел один, не пригласив кого-то разделить с ним трапезу. Он отличался богатством, смиренностью, кротостью. Он женился на подаренной правителем Египта рабыне Хаджар и у них родился сын Исмаил (мир ему). После рождения сына Хаджар возгордилась и стала пререкаться с Сарой. Через некоторое время Сара выразила нежелание жить под одной крышей с Хаджар. Тогда Всевышним Ибрахиму (мир ему) было ниспослано откровение поселить сына Исмаила (мир ему) и Хаджар в Аравии, а самому остаться с Сарой.
Погрузив на верблюда всё необходимое, Ибрахим (мир ему) отправился в сторону будущей Мекки. С собой он взял сына Исмаила (мир ему) и Хаджар, а Сару до возвращения оставил в Сирии. Прибыв в указанную Всевышним местность, он соорудил небольшое жилище, похожее на шалаш. Когда пришло время расставаться, Хаджар обратилась к мужу и сказала, что если ему дозволено оставить семью, то она во всем полагается на Аллаха. Ибрахим (мир ему) ответил, что таково повеление Всевышнего. Тогда Хаджар пожелала ему счастливого пути. Ибрахим (мир ему) обратился к Аллаху с мольбой о вверении Ему жены и сына. Также он молил Его, чтобы местность, где он их оставляет, стала привлекательной для людей.
Исмаил (мир ему) тогда был еще грудным ребенком. После ухода Ибрахима (мир ему) у Хаджар закончились запасы воды, она отправилась на её поиски. Младенец плакал от жажды. Хаджар поднялась сначала на холм Ас-Сафа, оглянулась вокруг и затем поспешила к холму Аль-Марва. Так, в поисках воды она пробежала между Ас-Сафой и Аль-Марвой, семь раз. Моля Всевышнего и ища источник, она услышала голос, известивший ее о появлении воды. Вернувшись к младенцу, она обнаружила родник, бьющий прямо из-под ножек Исмаила (мир ему). Это место называется Ракзату-Джибрил, где ангел Джибрил ударил своим крылом по земле и оттуда забил источник.
Обнаружив воду, бьющуюся из-под земли со звуком, подобным ветру, Хаджар в беспокойстве произнесла «Зам-зам, я мубаракан!», т. е. «Стой, стой, о, благословенная!». После этих слов струя успокоилась и шум воды прекратился. Вода стала великим благом.
Спустя некоторое время, караван племени хазаатов остановился вблизи будущей Мекки, заметив еще издали место скопления птиц. Так люди обнаружили Хаджар и Исмаила (мир ему), живущих у родника. Путники попросили у них разрешения поселиться вблизи родника с условием, что они поделятся с матерью и сыном прибылью от скотоводства. Таким образом, было заложено основание будущей Мекки. Исмаил (мир ему) достиг совершеннолетия и взял в жёны девушку из племени хазаатов. Поскольку они были арабами, то среди потомков Исмаил (мир ему) известен как «абу-аль-араби» или «отец арабов».
Как-то Ибрахим (мир ему) пришёл проведать сына. Не застав Исмаила (мир ему) дома, он расспросил невестку об их семейной жизни. Услышав от неё лишь жалобы и увидев её недовольство, Ибрахим (мир ему) попросил передать Исмаилу (мир ему) салам и наказ, чтобы тот поменял дверную стойку своего дома. По описанию жены Исмаил (мир ему) узнал в госте из Сирии отца и, вняв его совету, в тот же день дал развод жене.
Женившись вторично, Исмаил (мир ему) выполнил завет отца. Когда Ибрахим (мир ему) пришел в следующий раз навестить сына, то его встретила приветливая и добрая хозяйка. Она тепло встретила гостя, сообщив, что муж на охоте. Ибрахим (мир ему) увидел добро и благость, исходящие от неё. На вопрос Ибрахима (мир ему) о еде она ответила, что они ни в чём не ощущают недостатка, за что она благодарна Дающему все это – Аллаху. Ибрахим (мир ему) молил Всевышнего приумножить их пропитание. «Передай от меня мужу салам и скажи, чтобы он не менял дверную стойку», – сказал Ибрахим (мир ему), покидая дом сына. И Исмаил (мир ему) жил согласно завету отца.
Через несколько лет Ибрахиму (мир ему) вновь захотелось посетить сына. Когда он известил об этом жену Сару, она поставила условие не разговаривать с Хаджар при встрече. Приняв его, Ибрахим (мир ему) отправился в дорогу. Придя в Мекку, он узнал, что Хаджар покинула сей мир. Находясь у сына, Ибрахим (мир ему) сообщил ему о ниспослании откровения относительно перестройки Священной Каабы...