Абд аль-Кадир аль-Джазаири – алжирский «имам Шамиль»

10 Июнь 2010
6342

Потомок Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям)

Абд аль-Кадир аль-Джазаири – алжирский «имам Шамиль»Родословная Абд аль-Кадира ибн Мухидина ибн Мустафы ибн Мухаммада ибн Мухтара ибн Абду аль-Кадира относится к Имаму Хасану, сыну сподвижника Али ибн Аби Талиба (да будет доволен ими Аллах). (6 сентября 1808 — 26 мая 1883, Дамаск), это национальный герой Алжира, полководец, учёный, суфий, оратор и поэт.

Происходил из древнего и знатного марабутского (священнического) рода в Оране.

Он учился в Маскаре, в духовном училище Хетне, находившемся под руководством его отца, суфийского шейха Мухидина.

Абд аль-Кадир тоже был последователем суфизма. Он во многом похож на ливийца Омара аль-Мухтара из сануситского тариката и схож в делах с имамом Чечни и Дагестана Шамилем.

Благодаря необыкновенным способностям, благочестию, учёности и искусству владеть оружием, Абд аль-Кадир ещё в молодости приобрёл широкую известность. Уже в 17 лет Абд аль-Кадира аль-Джазаири в мире знали как предводителя. Он с детства получил блестящее религиозное образование, знал иностранные языки.

Чтобы избавиться от преследований подозрительного алжирского дея (титул пожизненного правителя Туниса в кон. 16 в.-1705, Триполи в 1609-1711 и Алжира в 1711-1830), он ушёл в Египет, где ему впервые пришлось встретиться с европейской цивилизацией. Отсюда он вместе с отцом совершил Хадж в Мекку, побывав по пути в разных городах исламского мира. В Дамаске он встретился с великим тарикатским шейхом, известным во всём мире учёным Халидом аль-Багдади (1778-1826). Абд аль-Кадир, вступив под духовную опеку шейха Халида аль-Багдади, стал его мюридом. Когда он вернулся на родину, французы завоевали Алжир, изгнав турок, при этом, однако, восстали многие арабские племена.

Восстание Абд аль-Кадира аль-Джазаири— народное восстание в Алжире против французов в 1832—1847 годах.

Абд аль-Кадир аль-Джазаири – алжирский «имам Шамиль»Предпосылкой восстания стало начало колонизации французами территории современного Алжира в 1830 году. Восстание было начато арабо-берберскими племенами провинции Оран в мае 1832 года. При поддержке учёных-богословов знамя борьбы против захватчиков поднял Абд аль-Кадир аль-Джазаири.

Он сумел преодолеть раздробленность разных социальных групп. Война оказалась крайне упорной и кровопролитной, французы потерпели ряд поражений и были вынуждены заключить мирный договор в феврале 1834 года.

В 1835 году война возобновилась, но французы вновь были разбиты и в мае 1837 года был заключён очередной мирный договор, по которому Франция признала власть Абд аль-Кадира аль-Джазаири над большей частью Западного Алжира.

1837—1838 годы стали высшей точкой расцвета государства Абд аль-Кадира. К 1838 году под его контролем находился практически весь Алжир.

Государственный строй, который он создал, можно сравнить с имаматом имама Шамиля в Дагестане 1829—1859 гг.

Абд аль-Кадир и шейх накшбандийского тариката Шамиль были современниками, и у них было очень много общего: они были предводителями мусульман, великими полководцами, военными стратегами, политиками, дипломатами, и самое главное - они были очень богобоязненными праведниками, истинными суфиями, следовавшими пути познания Всевышнего Творца.

Благодаря усилиям Абд аль-Кадира аль-Джазаири, экономика страны стала милитаристской из-за необходимости противостоять дальнейшему вторжению французов. Усиленно развивалась военная промышленность: созданы сабельные, ружейные, литейные, пушечные и пороховые предприятия. В стране наряду с ополчением племён была организована регулярная армия, создано несколько линий обороны.

Алжирская армия стала весьма грозной в техническом отношении. Так, на её вооружении было около 250 пушек, что, конечно же, играло существенную роль.

Во время перемирия Абдом аль-Кадиром были проведены реформы: административная, разделившая страну на несколько областей; экономическая, направленная на перераспределение доходов в обществе; судебная и налоговая. Государство Абда аль-Кадира аль-Джазаири выпускало собственную валюту.

18 октября 1838 года французы нарушили мирный договор 1837 года. Французская армия овладела городом Константина, а к 1843 году захватила большую часть территории страны, ослабленного изменами крупных феодалов. Абд аль-Кадир укрылся на территории соседнего Марокко, власти которого также участвовали в сопротивлении французским войскам. Однако они тоже потерпели поражение и были вынуждены выслать Абд аль-Кадира аль-Джазаири из страны. В 1845 году в Алжире началось новое восстание, которое возглавил возвратившийся из изгнания Абд аль-Кадир. В 1847 году повстанцы были разбиты.

Колониальные войска, к которым постоянно прибывали подкрепления, начали уничтожать целые поселения, никого не оставляя в живых.

Французская армия была доведена до 110 тыс. человек, 18 карательных отрядов начали уничтожать алжирские селения и истреблять их жителей.

Осознав, что дальнейшее сопротивление приведет к полному истреблению народа, шейх Абд аль-Кадир принимает нелёгкое решение – он идёт на переговоры с французами. 21 декабря 1847 года он даёт согласие на капитуляцию. Главное условие, которое ставит шейх – это прекращение преследования гражданского населения, а в качестве уступки со своей стороны обещает покинуть Алжир и выехать с семьёй и ближайшими сторонниками в Египет.

Через 2 дня капитуляция была официально принята французским командованием и генерал-губернатором Алжира – принцем Генрихом Орлеанским. Они обещали удовлетворить условия Абд аль-Кадира, но нарушили слово. Пленённый шейх вместе с семьёй был отправлен во Францию, где содержался в заключении в Тулоне, а затем с ноября 1848 – в замке Амбуаз (в долине Луары).

Во Франции он жил под мягким, почётным надзором. В соперничавшей с Францией Великобритании была начата кампания за его освобождение. В октябре 1852 Абд аль-Кадир был освобождён по распоряжению Наполеона III, поклявшись больше не появляться в Алжире. Наполеон III назначил ему пенсию.

После этого он по приглашению османского султана поселился в Брусе, а в 1855 году переехал в Дамаск, где летом 1860 года вступился за подвергавшихся жестокому преследованию христиан.

В июле 1860 года Абд аль-Кадир помог спастись многим христианам. За это французское правительство, предоставившее бывшему врагу пенсию в 4 тыс. лир, наградило его орденом Почётного легиона.

B архиве внешней политики Российской империи МИД России также хранятся ценные материалы, непосредственно связанные с Шамилем. Особый интерес представляет обмен письмами между ним и Абд аль-Кадиром, возглавлявшим в то время антифранцузское восстание в Алжире. Эти письма показывают, что как и Шамиль, Абд аль-Кадир ясно выступал против актов насилия, против терроризма, призывал к веротерпимости, мирному межцивилизационному общению.

С 1855 году после поражения восстания Абд Аль-Кадир жил в Дамаске и занимался богословием. Во время христианского погрома в Дамаске в июне 1860 года, когда российское вице-консульство подверглось нападению, Абд аль-Кадир, проповедовавший идеи веротерпимости, спас многих христиан, в том числе вице-консула Макеева. Заслуги Абд аль-Кадира были высоко оценены Россией. Он был награждён орденом Белого Орла.

Сразу же после этого Шамиль в письме Абд аль-Кадиру в 1860 году так отреагировал на происшедшее: "Уши мои поражены были вестью, невыносимою для слуха и противною самой природе о том, что произошло между мусульманами и иноверцами и что не должно было произойти в мусульманском мире, тем более что оно угрожало разлиться мятежом между всеми мусульманами. Волосы мои поднялись от всех этих ужасов, улыбка исчезла с лица моего…". И далее: "Да примиришься ты с Богом Всевышним! И да благословит Он тебя достоянием и детьми, ибо ты исполнил слова великого Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), не только разрешено, но и желательно - это), посланного Богом по милости к человекам, - и не допустил укоренения вражды к нам из-за нашей веры".

В свою очередь, Абд аль-Кадир в 1861 году отвечал Шамилю: "Насилие торжествует во всех странах, и результаты его постыдны. Однако люди в наши дни искушений теряют голову до такой степени, что им мало что представляется добрым. Сколь же печально видеть столь мало людей религиозных и столь малое количество тех, кто все ещё прибегает к власти справедливости. Их столь мало, что невежды начали полагать, что источником веры в Исламе являются грубость, жестокость и отстранённость от всех иноверцев".

Такая позиция этих хорошо известных миру мусульманских деятелей представляется весьма актуальной и поучительной в нынешних условиях.

В период изгнания Абд аль-Кадир много писал, занимался философией. Он совершил ещё два хаджа в Мекку, а также несколько поездок в другие исламские страны и в Европу.

В 1867 он посетил Всемирную выставку в Париже и в ноябре 1869 присутствовал при открытии Суэцкого канала. Там он встретился с имамом Дагестана и Чечни Шамилем.

Абд аль-Кадир написал весьма интересное религиозно-философское сочинение, которое Дюга перевёл с арабского на французский под заглавием: «Rappel à l’intelligent; avis à l’indifférent» (Париж, 1858).

Умер великий предводитель Абд аль-Кадир аль-Джазаири в Дамаске 26 мая 1883, по хиджре это 1300 год. Похоронен рядом с ибн Араби, согласно его завещанию на кладбище в котором не хоронили никого, кроме предводителей страны. Его останки были возвращены в Алжир в 1970-е годы.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.