Учитель Сайфулла-Кади Башларова шейх Хасболат-афанди из Костека

20 Март 2010 872

Учитель Сайфулла-Кади Башларова шейх Хасболат-афанди из КостекаВ Дагестане с древних времён было много учёных, людей с глубокими знаниями. Они преуспели и в религиозных, и в светских науках. Их имена были широко известны во всём исламском мире. Многие из них преподавали в самых известных исламских учебных заведениях.  Но, к сожалению, многое о наших достойных  предках забыто, не всех помним.  Каждое заново «открытое» имя становится для нас большой радостью. Об одном таком «открытии» мы и хотели рассказать.

Имя Хасболата-афанди приходилось слышать и раньше, но из-за того, что не было никакой информации о нём, не решались браться за эту тему. Было известно, что шейх тариката, широко  известный в своё время Хасболат-афанди родился и жил в старинном селе Костек (ныне Хасавюртовский район Дагестана). Знали также, что несколько лет назад одна инициативная группа предлагала переименовать посёлок Ленинкент, что в пригороде Махачкалы, в Хасболатюрт.

Имя Хасболата-афанди упомянуто и в книге досточтимого шейха Саида-афанди из Чиркея «Назмаби». Как там сказано, у него обучался один из великих алимов, шейх шазалийского, накшбандийского и кадирийского тарикатов досточтимый Сайфулла-Кади Башларов. Хасболат-афанди, обучив Сайфуллу-Кади всему, что знал сам, отправил его для дальнейшего совершенствования к шейху накшбандийского тариката Мухаммадзакиру в Троицк.

Живший сто лет назад алим Назир из Доргели в своей книге «Нусхату-ддальхам фи тараджим уляма Дагъыстан» («Прогулки разума по биографиям учёных из Дагестана») среди биографий двухсот больших учёных упоминает и Хасболата-афанди. В коротенькой справке говорится, что иджазу (право на наставничество) Хасболат-афанди получил от шейха Махмуда-афанди аль-Алмали. Там также сказано, что он обучал известного учёного, шейха Сайфуллу-Кади. Как указывает Назир, Хасболат-афанди скончался в 1312 году по хиджре (по григорианскому календарю, 1894–95 годы).  На самом деле, в надгробном камне на могиле Хасболата-афанди указан 1312 год. Год рождения не известен.

Узнали и о том, что в селе Костек проживают потомки шейха. Конечно, поспешили встретиться с ними. Двоюродные братья Изитдин и Фазильдин Хасболатовы (названные в честь сыновей Хасболата-афанди) являются правнуками устаза. К сожалению, и они мало знают о своём славном предке. Вот что они рассказали:

– Увы, о своём предке и мы не можем дать подробной информации, даже наши отцы мало что могли бы рассказать. Знаем, что он был большой человек. Проявляя к Хасболату-афанди уважение, и спустя много лет после его смерти, приходили люди к дому, где он жил. После его смерти оставалось большое наследие в виде книг и рукописей. Но приходившие почтить его память просили что-нибудь для себя на память и не уходили с пустыми руками. Так мало-помалу было роздано всё. Таким образом, от былых книг и рукописей ничего не осталось. В наше время для удобства тех, кто посещает могилу Хасболата-афанди, мы построили зиярат. В завещании наш прадед просил похоронить его на его дворе. Но потом исправил завещание и попросил похоронить его на кладбище, не возводя вокруг могилы никаких строений, чтобы не мешать и не отнимать места для других могил. Говорят, он предвидел, что времена круто изменятся, и не стоит возводить зиярат ни у себя во дворе, ни на кладбище. Мы, его потомки, не хотели отступать от завещания, но в то же время, заботясь об удобстве людей, посещающих его могилу, построили  недалеко от захоронения небольшое здание. Там в любую погоду можно читать мавлиды, зикры, заниматься другим ибадатом (богослужение). Можно добавить, что Хасболат-афанди был человеком больших знаний. Он преподавал во многих местах, даже в Астрахани и Санкт-Петербурге.

Хасболат-афанди прилагал много усилий для распространения Ислама, работал имамом в разных местах Кавказа. Как истинный шейх, он никогда не делил людей по национальности. Его мечтой было объединение уммы (мусульманская община). Во время открытия зиярата своему достойному земляку костекцы провели большой мавлид, пригласили много гостей. Слова выступившего на том мавлиде заместителя муфтия Ахмада-хаджи Тагаева (да смилуется над ним Аллах) сельчане помнят до сих пор. Он в частности отметил, что Хасболат-афанди был великим человеком, большим учёным, досточтимым шейхом. «От таких людей исходит большой баракат, – сказал тогда Ахмад-хаджи Тагаев. – Всевышний наделил своих любимых (вали) этим качеством, которым пользуются люди и по сей день, может быть, и не замечая этого. Невозможно глазами увидеть или руками потрогать этот баракат, но можно его почувствовать. Здесь мы и чувствуем настоящий баракат Хасболата-афанди».

Имам  Костека тогда рассказал много интересного о земляке.

– Хасболат-афанди преподавал в медресе Хасавюрта, там, где сейчас педагогический колледж. Он каждое утро отправлялся на работу и вечером возвращался домой. Поэтому сельчане выделили ему в помощники для сопровождения юношу. Когда юноша женился, шейх решил избавить его от этой обязанности, но тот не хотел оставлять устаза одного. Однажды шейх попросил своего помощника обойти участок леса, который густо рос в те годы между Хасавюртом и Костеком.  Обойдя указанное место, юноша увидел удивительную картину: прислонившись к дереву, застыл человек с ружьём, нацелившийся в сторону дороги, по которой каждый день проезжал Хасболат-афанди. «Увидел?» – спросил наставник юношу, когда тот вернулся. «Увидел!» – ответил тот. Этим он хотел показать то, что ему известно скрытое от других. Иными словами, мы увидим лишь то, что предначертано нам Аллахом. Вот ещё другой поучительный случай из жизни досточтимого шейха. Будучи большим учёным в области Шариата, Хасболат-афанди работал кадием (шариатский судья) Хасавюртовского округа. Однажды к нему пришёл некий человек, чьё дело скоро должно было рассматриваться на шариатском суде, и попросил вынести решение в свою пользу. Но Хасболат-афанди объяснил, что будет судить только строго по Шариату. Тот человек настаивал на своём и даже пригрозил убить его. Оказалось, что тот человек был не прав и, соответственно, проиграл дело. Вечером следующего дня после суда, проигравший явился к Хасболату-афанди и, стоя на коленях, попросил у него прощения. «За что?» – спросил его устаз. «Когда ты вынес решение не в мою пользу, я задумал убить тебя. Но когда я целился в тебя, несколько раз ружье не стреляло!» – объяснил тот человек. «Прощаю тебя и знаю, что моя смерть не наступит от тебя», – успокоил его шейх. Надо отметить, что Хасболат-афанди прилагал много усилий для распространения Ислама, работал имамом в разных местах Кавказа. Как истинный шейх, он никогда не делил людей по национальности. Его мечтой было объединение уммы (мусульманская община).

Автор книги по истории Костека, директор местной школы Абукерим Алиев добавил, что кроме Хасболата-афанди в селе было несколько шейхов. Также, по его словам, было много учёных, распространявших Ислам по многим республикам Северного Кавказа. Но сегодня конкретных данных о жизнедеятельности Хасболата-афанди, как и о других исламских учёных прошлого не сохранилось и нет соответствующих исследований. Второе издание об истории Костека  Абукерим Алиев собирается дополнить сведениями о религиозных деятелях, выходцах села. Для этого он намерен работать как с архивами, так и с людьми, которые могут пролить свет на эту тему. Отмечая религиозную жизнь костековцев конца XIX века, Абукерим Алиев отметил, что джума-мечеть села, построенная в 1880-83 годах на средства местного бека, была на тот момент самой большой на Северном Кавказе и имела такие архитектурные отличия, как отсутствие подпорок внутри мечети.

Дорогие читатели, вот и всё, что мы смогли узнать о человеке, который был преемником  Махмуда-афанди. Поэтому убедительная просьба к вам поделиться знаниями, если кто знает или слышал,о досточтимом шейхе Хасболате-афанди.


Материалы по теме:

  • Фильм: Шейх Хасболат-афанди из Костека
  • Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.