Он носил имя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) - Мухаммад-афанди, сын Сааду-хаджи из Батлуха (к.с.) (1915-1995)

13 Март 2010
3531

Мухаммад-афанди, сын Сааду-хаджи из Батлуха (к.с.) (1915-1995)Великий шейх всех тарикатов, кутб-уль-гавс, человек, благодаря стараниям которого в Дагестане сохранился чистый тарикат, получила распространение наука в годы гонений, на религию, оставивший после себя величайшее духовное наследство, Мухаммад-афанди, сын Сааду–хаджи родился в 1915 году в селении Батлух ныне Шамилевского района.

Первоначальное образование Мухаммад-афанди получил в родном селении, затем, не имея возможности учиться там далее, отец отправил его вместе с сыном шейха из Ассаба Мухаммадом Ясуби Расулом в медресе селения Карат. Но и там вскоре закрыли медресе. Тогда кунаки не отпустили их и тайно дома продолжили обучение.

Когда Мухаммаду-афанди исполнилось пятнадцать лет, покинул мир его отец – Сааду–хаджи. Тогда он впервые отправился к Хасану-афанди из Кахиба. Когда Хасан-афанди спросил его, как он догадался прийти к нему, юноша ответил, что в книгах прочёл, что почитанием родителей является любить тех, кого они любили. С того времени он вступил в тарикат и, как он сам рассказывал, был самым молодым мюридом. Это были для Ислама и для духовенства в нашей стране самые трудные годы - тридцатые годы 20 века. Повсеместно начались репрессии. Заклеймив «врагами народа», сажали в тюрьму и приговаривали к смертной казни духовных лидеров. Не минула такая участь шейхов и алимов Дагестана. Государственные мужи вовсю старались в угоду большевикам выполнять и перевыполнять планы по арестам и убийствам. Из Кахибского (ныне Шамилевского) района в одну ночь арестовали 27 самых авторитетных учёных, среди них были и 83-летний шейх Хасан-афанди и его преемник, устаз Мухаммад Ясуб.

Всё, что поощрялось Исламом, ему нравилось, и всё, что критиковалось, ему было противно. Вместе с тем он был удивительно скромным и простым человеком. К тому времени Мухаммад-афанди из Батлуха стал близок семье Хасана-афанди и успел подружиться с его сыном Мухаммадарифом, и в ночь ареста шейха он ночевал в их доме в Кахибе. Об этой ночи Мухаммад-афанди вспоминал: он пришёл в один из вечеров в Кахиб и устаз спросил его, не встретил ли он кого-нибудь в дороге. Он ответил, что встретил конных милиционеров, которые сказали, что едут ловить бандитов в Келеб. «Хоть бы оказалось так» - сказал устаз. На самом же деле это была группа, шедшая арестовать Мухаммада Ясуби. «В ту ночь меня разбудил Мухаммадариф: «Вставай, за отцом пришли». Когда встал, я увидел, что у дверей стояли, а шейх одевался. Шейх сказал, что не может найти ремень для перетягивания грыжи на животе, и не заставляет ли он тех долго ждать? «Нет, нет, делай своё дело старец» - ответили те. Обращаясь ко мне и к Мухаммадарифу, устаз трижды повторил: «О дети мои, не откладывайте ничего до старости, лучше, чем тот, кто видел, не знает этого». Затем прочитал следующее дуа: «Я поручаю вас Всевышнему, возле Которого не проходит даром то, что передают на хранение. Где бы вы не оказались, да сопутствует вам здравие и да убережёт вас Всевышний!».

Перед выходом он положил руки высоко на створки двери, сказав мне и сыну: «Теперь будьте как мужчины».

После этого много ходил за шейхами с передачей Мухаммад-афанди вместе с Мухаммадарифом и самостоятельно. Любовь к тарикату и его устазам определила весь его жизненный путь. Все ступени тариката Мухаммад-афанди завершил, ещё будучи мюридом Хумайда-афанди из Андыха.

Он вместе с Мухаммадарифом-афанди еще в 1950-е годы начали активную работу по сохранению и распространению Ислама в Дагестане. Всем, кто был занят изучением наук, они протягивали руку помощи. Неоценим их труд, старания и мужество. Это был человек, которого украшал Ислам и которым украсился Ислам.

Всё, что поощрялось Исламом, ему нравилось, и всё, что критиковалось, ему было противно. Вместе с тем он был удивительно скромным и простым человеком.

Он очень не любил известность. Об этом свидетельствуют строки из его письма к другу Абдулмаджидилу Мухаммаду из Гоцатля:

«Незаслуженным добрым именем назвав,


Не оставляют меня люди в покое.


Мечтою живу об уголке комнатном,


Где не знают меня и мне всё незнакомо.…».

Подобные высказывания можно встретить во многих его письмах к друзьям и родным. Большинство писем написано в стихотворной форме. Лёгкий, простой язык, практически отсутствуют арабизмы. Основное место в его духовном наследии занимает высказывания, ставшие в народе крылатыми. Приведём некоторые из них:

Мирские дела совершайте руками, но не сердцем.

*****

Если человек, в первую очередь, не стесняется самого себя - грош ему цена.

*****

Мудрый муж тот, кто властвует над женой, делая вид, что подчиняется ей.

*****

Чтобы быть хитрым на 100%, надо стать подлым на 50%.

*****

Несказанное слово в нашей власти, сказанное - властвует над нами.

*****

Момент, когда муж обидел жену и оставил её одну - это первый шаг навстречу шайтану.

*****

Нужно, чтобы борода у некоторых росла не на лице, а на сердце.

*****

Ум человека можно сравнить с едой, а соль для вкуса - его знания.

*****

У красноречивого есть один недостаток - неумение молчать.

*****

Ночью человек выходит по тем делам, которые не может сделать днём.

*****

Известность - это беда.

*****

Две семьи никогда не уживутся в одном доме, каким бы огромным он ни был.

*****

Умный враг лучше, чем глупый друг.

*****

Несчастен не тот, кого настигли несчастья, а тот, кто во время несчастий не имеет сабр (терпение).

*****

В предсмертный час человек начинает делать то, что чаще всего делал в жизни, поэтому поминайте часто Аллаха.

*****

Тот, кто решил жениться, пусть готовит бездонный мешок, куда станет бросать все провинности и ошибки жены.

*****

Мир обветшал бы, не будь дураков.

*****

Пример мирских благ - это пример тени: когда мы убегаем, она бежит за нами, а если хватаемся за неё - она убегает.

*****

Ум - это то, чего меньше всего дано и больше всего нужно на этом свете.

*****

Гордыня - это горе, при котором никто тебя не пожалеет.

*****

Человек не одумается, пока его не обзовут дураком.

*****

Пример сердца - это пример почвы: если нет влаги, зерно не даст всходы, так и сердце без воздействия угасает.

*****

Ум и мудрый совет, когда мы в нём нуждаемся, находится у других, а когда необходим другим, он есть у нас.

*****

Я ничего не представляю из себя, разве что ношу имя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

*****

Отец дома как гость, поэтому мать обязана учить своего ребёнка.

*****

Высказывания Мухаммада-афанди - это почерпнутые из жизни и опирающиеся на веру мудрости. Каждая фраза - целая наука, здесь отражён глубокий и тонкий этикет, показывается красота Ислама и порядочность проповедующих его. Здесь проявляются глубочайшие знания алима в области хадисоведения этики, логики и философии. Мухаммад-афанди оставил большое наследие в духовной поэзии в форме эпистолярного жанра. Даже небольшое наставление сыну у него в стихотворной форме. Самое главное в его письмах – это простота и доброжелательность. В его наставлениях спокойная отеческая забота. В сильсиле накшбандийского и шазилийского тарикатов имя Мухаммада-афанди из Батлуха произносится после имени Мухаммадаарифа-афанди. Он оставил после себя несколько совершенных устазов тариката, которые продолжают нести свет истины и наставления мюридам.

Мухаммад-афанди долгое время жил в Буйнакске. В то время этот город считался как бы центром изучения Ислама и здесь никогда не прекращалось изучение науки. В основном Мухаммад-афанди помогал тем, кто учился здесь. Это ныне известные шейхи - Али-хаджиафанди из Кулецма, Абдул Джалил-афанди из Караная и учёные: шахид Курамухаммад–хаджи, Сидикил Али-хаджи, Мутаилов Махди-хаджи, Саадуев Мухаммадрасул-хаджи и многие другие.

Мухаммад–афанди покинул этот мир в 1995 году в возрасте 80 лет. Зиярат кутбу находится в селении Батлух Шамилевского района. Да не лишимся мы бараката великих шейхов и устазов!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.