Шейх Хасан-афанди аль-Кахиби

14 Январь 2012 883

Обладатель экзотерических и эзотерических знаний

Шейх Хасан-афанди аль-КахибиНесомненно, дать достойную оценку такому человеку с большой буквы, как шейх Хасан-афанди аль-Кахиби, может лишь тот, кто достиг его уровня в познаниях или превзошёл его, превысив своими познаниями степень его учёности.

Поэтому c целью обрести довольство Всевышнего Аллаха и Его Посланника, благодать досточтимого шейха, учитывая указанное обстоятельство, мы решили написать о нём немного, сколь бы недостойными писать о нём мы не были. В данной статье, исходя из своих скромных возможностей, мы вкратце расскажем о том, у каких великих учёных-богословов и наставников Хасан-афанди обучался и воспитывался, какое духовное наследие оставил после себя и как о нём отзывались выдающиеся учёные-теологи прошлого и настоящего.

Досточтимый шейх Хасан-афанди родился он в 1853 году в селении Кахиб нынешнего Шамильского района Республики Дагестан, в семье учёного-богослова Хаджи-Мухаммада, отличавшегося своими познаниями, богобоязненностью и следованием полученным знаниям. Отец его умер во время совершения паломничества к святыням Ислама и похоронен рядом с нашей праматерью Хавой, став таким образом гостем Заповедной территории (харам) до наступления Судного дня. Мать же Хасана-афанди – Зухайдат – была очень умной и пользовалась доброй славой. Когда сыну исполнилось шесть лет, мать отправила его обучиться чтению священного Корана. И закончив, благодаря своим стараниям, чтение Корана, он приступил к обретению религиозных знаний. Он тщательно изучил науки Ислама, обладал феноменальной памятью и выучил наизусть множество исламских научных книг. Ещё спозаранку Хасан-афанди получал новые уроки, чтобы затем отправиться пасти овец за плату, занимаясь, таким образом, ремеслом всех пророков. Вернувшись домой, он ночами много бодрствовал, повторяя и заучивая свои уроки. И вскоре, по милости Аллаха, он обрёл широкие познания, и к нему стали обращаться и учёные, и простолюдины. Он был очень кроток, за что и был прозван «аль-Хильми». Хасан-афанди подвергался преследованиям и репрессиям со стороны властей, и в 1937 году большевики арестовали его и приговорили к расстрелу. Место его захоронения не известно. В сел. Верхнее Казанище, рядом с могилой Сайфуллы Кади, установлена плита для совершения зиярата. Да освятит Аллах его душу и да будет доволен им!

Первым духовным наставником Хасана-афанди был Абдуррахман-Хаджи из селения Асаб, являвшийся известным учёным-богословом и шейхом тариката. После того, как он умер, его наставником стал Шуайб-афанди из Багини, который также являлся общепризнанным теологом и шейхом накшбандийского тариката и автором прекрасных произведений. Затем Хасан-афанди перешёл под воспитание великого сына Дагестана, авторитетнейшего учёного, верховного наставника, автора многих произведений по Исламу и медицине, полиглота, владевшего более чем пятнадцатью языками, муфтия Северного Кавказа и государственного деятеля Сайфуллы-кади Башларова. Сайфула-кади воспитывал Хасана-афанди до тех пор, пока он не достиг духовного совершенства. Он также облачил его в халат Али бин Абу Талиба, да будет доволен ими всеми Аллах.

Сайфула-кади сам обучался у самых известных учёных-алимов Дагестана и далее усовершенствовал свои познания в Турции и других странах, а затем в Башкортостане, под руководством выдающегося учёного и суфия Зайнуллы Шарифа Расулева. Сайфулла-кади получил от шейха Зайнуллы разрешение (иджаза) на обучение накшбандийскому тарикату и многим отраслям религиозных наук, среди которых толкование Корана (тафсир), мусульманская юриспруденция (фикх), хадисы Пророка (мир ему и благословение) и т.д. Начиная со времён сподвижников Пророка (мир ему и благословение), учёным по цепочке давали такие разрешения выносить шариатские решения и обучать других той или иной религиозной науке, ибо, как говорил и Суфьян ас-Саври: «Иснад (непрерывная цепочка передатчиков знаний) – оружие верующего, и если он не будет владеть оружием, то не сможет и вести войну». По такой цепочке получил разрешение и Сайфулла-кади.

В одном из писем, адресованном Хасану-афанди, Сайфулла-кади пи-шет: «Я изучил всех учёных-теологов, но не смог найти более достойного человека, чем ты, которому бы я смог доверить разрешение на очень ответственное дело наставления людей, и поэтому я передаю его тебе». В дальнейшем Хасан-афанди в своей книге, под названием «Аль-Бурудж аль-мушайяда», указал виды наук, на обучение которым он от Сайфуллы-кади получил разрешение:

1. Хадисы. Он получил право обучать мусульман шести основным известным сборникам хадисов. Разрешение было получено по достоверным цепочкам, исходящим от самих имамов хадисов.

2. Толкование благородного Корана (тафсир).

3. Мусульманская юриспруденция (фикх).

4. Наука Единобожия (тавхид).

5. Чтение разных молитв – хизбу.

6. Право на обучение книге «Даляиль аль-хайрат» – сборнику молитв и различных видов благословений Пророку (мир ему и благословение), которая являлась настольной книгой множества мюридов из Башкортостана, Татарстана и Северного Кавказа и была издана в Казани.

Фактически ему через Сайфуллу-кади и Зайнуллу Шарифа Расулева было дано разрешение обучать людей всем видам религиозных наук.

В той же книге Хасан-афанди приводит список книг, принадлежащих всемирно известным мусульманским учёным, на обучение которым он получил разрешение непосредственно через непрерывную цепочку учёных. Назовём некоторых из этих авторов: имамы ат-Табарани, ас-Суюти, Абу Дауд, Даракутни, ат-Тирмизи, также имамы аш-Шафии, Абу Ханифа, Малик, Ахмад, Абу Хамид аль-Газали, ан-Навави, Мухиддин ибн Араби, Абдуль-Кадир Гилани, Ибрахим ад-Дусуки, Абу Хасан аш-Шазили, Шихабуддин Сахруварди, Ахмад ибн аль-Аскаляни, Ибн Хаджар аль-Аскаляни, Ибн Хаджар аль-Хайтами и множество других авторов, количество которых превышает сотню, да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах!

Вдобавок к этому ему было дано разрешение на занятие наставничеством в различных направлениях тариката. Хасан-афанди был великим учёным-богословом, суфием, шейхом накшбандийского, шазалийского и кадирийского тарикатов. Хасан-афанди является автором около двадцати книг, в которых изложены основы Шариата, суфизма, этики Ислама и многое другое. В настоящее время книги Хасана-афанди изданы в Сирии и в нашей стране, и благодаря им многие учёные вступили на путь познания Всевышнего – тарикат.

Вот как о нём отзывается досточтимый шейх современности Саид-афанди аль-Чиркави: «Шейх Хасан-афанди обладал удивительным даром в разъяснении истины. Его речь была сладкой, как мёд с маслом, и от его чистых знаний не насытиться. Как же красноречивы и приятны его прекрасные наставления! Слова Хасана-афанди достоверны, мудры и имеют глубокий смысл. Он никогда не произнёс слов, для которых не было бы подтверждения из священного Корана и благородной Сунны. Человек, находящийся на истинном пути, не станет отрицать речь Хасана-афанди. Достаточным доказательством того, что он являлся наследником Пророка (мир ему и благословение) и что его сердце было полно знаний, дарованных Аллахом, является его прекрасные произведения».

Например, книга «Хуласат аль-адаб» была написана шейхом Хасаном-афанди по рекомендации своего духовного наставника, дабы мюриды учились по ней суфийской этике, ибо без соблюдения этики невозможно постичь цели в религии. Она была переведена на русский язык и издана в Москве. Эта книга, которую высоко оценили все выдающиеся теологи и шейхи прошлого и настоящего.

Шейх Саид-афанди относительно этого произведения шейха Хасана-афанди пишет: «А что касается его книги “Хуласат-уль-адаб”, то она подобна скатерти, на которой Хасан-афанди преподносит нам драгоценные жемчуга, собранные из глубин бескрайних океанов истинных знаний. Кто прочтёт эту книгу, тот насладится новыми знаниями. Хасан-афанди – обновитель религии и её знаменосец, он, подобно магниту, притягивает людей на путь истины».

Другой досточтимый шейх Шуайб-афанди пишет: «“Хуласат-уль-адаб” – прекрасная и ценная книга. Тот, кто последует написанному в ней, достиг-нет главной цели верующего – познания Всевышнего Аллаха. Прочитать эту книгу и претворять в жизнь содержимое в ней, – обязанность каждого мюрида».

Досточтимый шейх Хасан-афанди, несомненно, относился к той категории рабов Всевышнего, которые, по воле Аллаха, обладают сокровенными божественными знаниями. В пользу этого можно привести и следующий случай. Свою известную книгу под названием «аль-Бурудж аль-мушайяда би-ннусус аль-муайяда», которая на 350 страницах издана в Сирии, шейх Хасан-афанди написал в течение примерно двух недель. А другую книгу «Тальхис аль-маариф» он написал лишь за неделю. Это говорит о том, что он писал её лишь по вдохновению (ильхам) и внушению Всевышнего Аллаха. Иначе никак не объяснить, что такую книгу, в которой, как и во всех других его произведениях, всё досконально уточнено и на всё сказанное даны соответствующие ссылки, возможно написать за такой кратчайший срок!

Доводом в пользу того, что Всевышний наделяет Своих любимых рабов этими сокровенными знаниями, являются и сами коранические истории и многие случаи из жизни пророков и праведников. Например, история, случившаяся с пророками Мусой (Моисеем) и Хизри (Хидр). Там также говорится, что пророк Хизри (мир ему) совершил поступки, которые внешне казались пророку Мусе (мир ему) недостойными и запретными, с чем он не был согласен. Однако потом, когда Муса (мир ему) узнал истину и то, что Хизри (мир ему) обладает особенными сокровенными знаниями, полученными от Аллаха, конечно, он понял правоту Хизри (мир ему). Ведь известно, что Муса (мир ему) был одним из самых величайших пророков Всевышнего Аллаха. А пророк Хизри (мир ему) не является пророком того же уровня. Однако знания скрытых вещей пророка Хизри (мир ему) превзошли знания пророка Мусы (мир ему). 

Поэтому, дорогие братья и сёстры, когда речь идёт о таких любимцах Всевышнего Аллаха, как шейх Хасан-афанди аль-Кахиби, следует быть очень осторожным. И именно поэтому таких учёных-богословов и наставников, как Хасан-афанди, в религиозной литературе принято величать выражением «зуль-джанахайн», что означает «обладатель явных, обычных (экзотерических) и сокровенных (эзотерических) знаний».

Да наставит Аллах нас всех на путь Истины! Аминь!

Гаджиев М.П., ст. преподаватель ИТИМО

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.