Ахмад-хаджи Тагаев (1948-2009)

18 Январь 2012
1801

Прекрасный пример для подрастающего поколения

 «У каждого человека есть воля, право выбора, и тяжела дорога праведника, но ведь и вознаграждение несравнимо ни с чем».
Ахмад-хаджи Тагаев

Tagaev001_gАхмад-хаджи Тагаев родился в 1948 г. в с. Килятли Гумбетовского района в семье учёного, имама села Тага и Аминат. Тухум Худилал, к которому принадлежит и Тагаев, известен в селе как род алимов – богословов. В трудное для развития Ислама время его отец Тага более тридцати лет проработал имамом в селе. Несмотря на своё испорченное в Великой Отечественной войне здоровье и трудный коммунистический режим, его отец  усердно старался дать хорошее религиозное воспитание своим детям.

В детстве маленький Ахмад отличался среди его сверстников особой крепкой памятью, острым умом и мышлением. Он мог запоминать всё, что рассказывал отец, и позднее цитировал его слова в своих выступлениях. В школу он пошёл в 1953г., когда ему исполнилось пять лет, опережая своих ровесников на два года. После седьмого класса учёбу он продолжил в соседнем селе. Окончив среднюю школу в 1963г. в 15-летнем возрасте, он поступил в медицинское училище.

После успешного окончания училища в 1965г. его направили на работу в Гумбетовский район, с. Шабдух. Работая фельдшером, он показал великолепный ум, умение работать с людьми и профессионализм в своём деле. Но для оказания людям полноценной помощи ему не хватало углубленных знаний в медицине, и он 1968г. поступил в медицинский институт. После успешного окончания института проработавшего немного Ахмада призвали служить в вооружённые силы. По распределению он попал служить в Германию. Выполнив долг перед Родиной и будучи уже военным хирургом, он вернулся в Дагестан.

Его пригласили работать детским врачом в г. Хасавюрт. Своей главной задачей он считал оказание помощи больным и проявлял завидное  усердие в работе: будучи главным детским врачом Хасавюртовского района, совмещал работу в Скорой помощи и в детской реанимации. Где бы он ни работал, показывал себя только с хорошей стороны.

Оставив такую престижную работу, Ахмад-хаджи Тагаев переходит на работу по духовному оздоровлению общества. В этом он последовал исключительно указаниям своих духовных наставников. Более 10 лет проработал, проживая в селении Кокрек Хасавюртовского района. Позднее переехал жить в г. Махачкала. Его не останавливали ни страх, ни лень и ни болезнь, которой он страдал. В нужное время оказывался в нужном месте. Отличался образованностью, умом, хорошим характером и красноречивой, грамотной речью. Он находил подход ко всем слоям населения. Резко критиковал безнравственность и несправедливость. В одном из интервью он говорит: «Ведь прежде наши деды и прадеды никогда не проходили мимо несправедливости. Сегодня очень трудно сделать замечание кому бы то ни было, как правило, это вызывает бурю недовольств со стороны родственников.

Профилактика всегда дешевле и эффективнее лечения. Ведь путём профилактических мероприятий человечеству удалось справиться с такими грозными болезнями, как чума, холера, оспа. И расходы на профилактику многократно ниже тех, которые потребовались бы для лечения, не говоря о потерях человеческих жизней.

Всемирно известный Бернард Шоу говорил, что он долго придерживался той мысли, что можно быть благодетельным без религии, но, слава Богу, давно отказался от этого ложного убеждения.

Без веры нет нравственности, без нравственности нет общества, и, должен сказать, что руководители европейских стран уже это осознали».

Ахмад-хаджи Тагаев выступал со всех трибун с призывом улучшить религиозную составляющую общества. Чиновникам основательно доказывал наличие прав граждан Российской Федерации свободно исповедовать свою религию в школах, в вузах и на рабочем месте без каких-либо препятствий со стороны власти.

«Вопрос нравственного воспитания должен решаться в первую очередь на государственном уровне, практически основы религии дети должны знать со школьной скамьи, ибо это самый восприимчивый возраст.

К примеру, 7-я статья конституции Германии обязывает обучать детей религии в светской школе, в Англии специальным приказом по Министерству образования обязали преподавать религию в школах. В США не только преподаются в школах уроки по религии, но и созданы все условия для совершения культовых обрядов, то есть в школах имеются специальные молельные комнаты, и школьники одеваются в соответствии со своими религиозными убеждениями. А ведь от этого эти страны не стали менее светскими или менее демократичными. Рано или поздно и мы придём к этому, однако сложно сказать, через какие потери.

Необходимо воспитывать человека постоянно, соблюдая преемственность на всех этапах его становления, а также координировать его поступки. Если в семье будут говорить одно, в школе – другое, в вузе – третье, конечно же, мы не воспитаем добродетельного гражданина. Общество в целом должно заниматься воспитанием подрастающего поколения, и это воспитание должно иметь единый ориентир».

Ахмад-хаджи Тагаев был очень уважаемым и авторитетным в Дагестане человеком. Он считался одним из главных идеологов противостояния религиозному экстремизму в мусульманской среде, вёл просветительскую деятельность по Исламу.

Ахмад-хаджи Тагаев потерял своих вернейших братьев по призыву к миру, добру и духовному воспитанию. Очень рано ему пришлось расстаться с муфтием Саййидмухаммадом-хаджи Абубакаровым. Он потерял и верного друга, заммуфтия Курамухаммада-хаджи Рамазанова, главного редактора телекомпании «Махачкала-TV» Абдуллу-хаджи Алишаева. Но это его не сломило. Он ещё больше стал работать, как будто это ему дало какой-то импульс к работе. Постоянно принимал участие в разных научных конференциях, семинарах. В различных СМИ публиковались его статьи на общественно-политические и нравственные темы. Очень часто встречался со студентами. Как рассказывают преподаватели вузов, студенты не давали ему прохода, окружали его, задавали много вопросов, он обладал некой аурой притяжения.

Просто невозможно забыть его улыбку на лице. Не отказывал даже просьбе ребёнка. Он всячески старался поднять нравственность и исламское просвещение общества. В последнее время возглавлял общественную организацию «За нравственность». Проводил занятия по предмету «Наука и Ислам» в Институте теологии и международных отношений и в Институте бизнеса и права.

После потери близкого друга Курамухаммада-хаджи Рамазанова корреспондент газеты «Махачкалинские известия» в интервью задаёт ему такой вопрос: – Ахмад-хаджи Салихович, на ваш взгляд, в чём подоплёка подобных злодеяний?

– Думаю, что выделять вопрос о нападениях на религиозных деятелей было бы не совсем верно, хотя бы исходя из той позиции, что эти факты в целом характеризуют состояние нравственности в обществе, а точнее её упадка. Такое положение означает, что мы стоим у края пропасти, за которой только распад, и, должен сказать, история знает немало примеров распада государств на почве тотального распространения безнравственности. Можно подолгу говорить об этом, однако действенность сказанного напрямую зависит от того, из чьих уст оно исходит. Разве поверят люди вору или взяточнику, проповедующему честность? Вряд ли.

К сожалению, большинство идёт по пути наименьшего сопротивления, удовлетворения собственных желаний, потребностей, забывая о том, что к хорошему это привести не может.

В действительности, каждый истинный мусульманин никогда не совершит столь тяжкого греха, ибо знает, какому наказанию он будет подвергнут.

Убийство одного человека в Священном Коране сравнивается с убийством всего человечества, настолько это великий грех.

Когда его просили родственники оставить эту работу в связи с опасной ситуацией в республике и угрозами в его адрес, он резко пересекал их, говоря: «Неужели они мне укоротят жизнь от того, что мне наделил Аллах? Нет… Они не смогут ни убавить, ни прибавить даже сотую долю секунды моей жизни».

25 мая 2009 года трагически оборвалась жизнь этого замечательного человека. В 10 часов ночи 61-летнего взрослого человека перед своим домом застрелили, подъехав на автомобиле. Это дело рук самых подлых и бессердечных людей. Наверное, те, кто его убили,  думают, что долго будут жить. Иншаллах, настанет для них такой час, когда с них спросят за всё, что натворили они на этом свете.

Его жизнь подобна жизни праведников. Ведь третий и четвёртый халифы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) пали шахидами. Он жил столько лет, сколько жил сам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), ведь по лунному календарю  ему было 63 года.

Всевышний Аллах сохранит свою религию Ислам и усилит её.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.