Шейх Абу Язид аль-Бастами

12 Апрель 2012
10830

Шейх Абу Язид аль-БастамиИмя его – Тайфур ибн Иса ибн Сарушан. Дед Абу Язида был огнепоклонником, впоследствии принявшим Ислам. У Абу Язида было два брата, старшего звали Адам, а младшего Али. Все трое были набожными людьми, презревшими мирское, и много времени проводили в поклонении Всевышнему.

Абу Язид аль-Бастами родился в 188 году по Хиджре в селении Бастам, в Иране. Его дедушка встречался с Исмаилом ас-Сади (видевшим Абу Хурайру) и учился у него и у Джафара ас-Садика.

 Сам Абу-Язид аль-Бастами тоже получил сокровенные знания от равхани (духовной сущности) Джафара ас-Садика. Такой метод приобретения знаний называется «увайсийя».

Но обучение Абу-Язида у Джафараас-Садика было не только духовным. Между ними была связь и через других учителей. Так, учителем Абу Язида был Али-Риза, получивший знания от Мусы аль-Казима, который был учеником Джафараас-Садика (см. в книге «Иргаму-ль-мурид»). Таким образом, Абу Язид получал знания у Джафараас-Садика и через его равхани, и посредством его учеников.

Речь Абу Язида была исполнена духовности и глубокого смысла. Он говорил о Всевышнем: «Неудивительно, что я люблю Аллаха, будучи нуждающимся рабом. Удивительно то, что Аллах любит меня, будучи всемогущим властелином».

Предостерегая от гордыни, он говорил: «Человек, который думает, что среди людей есть те, кто хуже него, является гордецом».

Кто-то может спросить: как же так, ведь неверный не бывает лучше правоверного и грешник не может быть лучше праведника?

На этот вопрос отвечает имам аль-Газали в книге «Бидаят аль-хидая»: «Лучшим является тот, кто будет лучшим перед Аллахом в мире ином, а это пока никому неизвестно. Поэтому, когда ты увидишь мусульманина младше себя, подумай: “Он лучше меня, ибо он ещё не ослушался своего Творца, как я”. Если увидишь человека старше тебя, подумай: “Он начал поклоняться Аллаху раньше меня, поэтому он лучше меня”. Если этот человек будет учёным (алимом), то он лучше тебя, ибо знает больше тебя. А если он невежда (джахиль) и грешник, то он лучше тебя, ибо он грешит, не зная, что это грех, а ты совершаешь грех осознанно. И кто знает, чей конец будет лучше, твой или его. А если другой будет кафир, то подумай: “Сегодня он кафир, а я мусульманин. Быть может, завтра он примет веру и спасётся от гнева Аллаха, а я (да убережёт меня Аллах) могу впасть в неверие и оказаться среди обитателей ада”».

Таким образом, люди истины предостерегают от всякого проявления гордости по отношению к другим людям.

Абу Язида спросили об исму-Ллахиаль-азам (имя Аллаха; человеку, который произнесёт его, Аллах даёт всё, что он попросит). Он ответил: «Это освобождение своего сердца для Аллаха. Если ты сделаешь это, то, произнося любое имя Аллаха, ты получишь то, что попросишь». То есть если ты очистишь своё сердце и душу от всех пороков, Аллах ответит тебе на любую мольбу.

Аз-Захаби в книге «Сияруалями ан-нубаля» говорит: «Нельзя судить об Абу Язиде на основании некоторых неправильных слов, переданных от него. Потому что такие слова переданы по недостоверной цепочке, или должны быть правильно истолкованы, или сказаны в духовном состоянии «фана», когда человек не осознаёт, что говорит».

В наши дни часто приходится сталкиваться с тем, что на основании вырванных из контекста слов обвиняют в заблуждении выдающихся суфиев. Как следует из слов аз-Захаби, такое обвинение неприемлемо. Да убережёт нас Аллах от несоблюдения этики по отношению к таким великим людям.

Однажды Абу Язида спросили: «Как человек может достичь познания Аллаха?» Он ответил: «Когда он увидит недостатки своего нафса и займётся его очищением от них».

Абу Язид (к.с.) говорил, что в поклонении (в ибадате) есть столько опасностей, что даже не нужно думать об опасности грехов. (Если поклонение совершено с корыстной целью или напоказ и т.п., то человеку грозит опасность оказаться под гневом Аллаха.)

Он сказал: «Трое особенно отвлечены от Аллаха: первый – это аскет, которого отвлёк его аскетизм; второй – много поклоняющийся, отвлечённый своим поклонением; третий – учёный, отвлечённый своими знаниями». Потом добавил: «Бедный захид, если бы он знал, что Аллах назвал всё мирское ничтожным и малым! Что он приобрёл из этого ничтожного мира и что отринул из того малого, что приобрёл? (То есть мирское слишком ничтожно, чтобы считать себя великим из-за отрешения от него.) Бедный абид, постоянно поклоняющийся Аллаху (думая, что он делает великое дело)! Если бы он осознал, что его ибадат тоже является даром Аллаха (тогда бы он не возгордился этим, ведь сам он ничего не сделал, это Аллах дал ему силы для поклонения). Бедный алим (учёный, гордящийся своими знаниями)! Если бы он знал, что все знания, которые Аллах открыл Своим созданиям, – это всего лишь одна строчка из Лявхульмахфуза (Хранимых скрижалей). Сколько знаний получил он из этой строчки и скольким последовал? (Все знания его ничтожны по сравнению с тем, что есть у Аллаха)».

Передаётся от супруги Абу Язида, что он сказал: «Я призвал свой нафс к Аллаху, но он отказался идти. Тогда я оставил его и сам пошёл к Аллаху (познал Аллаха, не подчинившись своему нафсу и его страстям)».

Некий человек попросил Абу Язида наставить его на приближающее к Аллаху деяние. Абу-Язид сказал: «Возлюби авлия (святых людей), чтобы они тебя полюбили. Аллах смотрит в сердца Своих авлия (любимцев), и если Он обнаружит твоё имя в сердце Своего любимца, Он простит тебе грехи».

О караматах (чудесах) Абу Язида

Ибн Халкан сказал, что Абу Язид достиг высоких степеней в поклонении Аллаху и у него были явные караматы (чудеса).

Однажды он возвестил азан. Когда он собирался прочитать икамат (молитву, читаемую непосредственно перед совершением намаза), то увидел некоего путника. Он подошёл к нему и сказал ему что-то. Тот встал и вышел из мечети. Когда того человека спросили, в чём дело, он рассказал: «Будучи в пути, я не нашёл воду для омовения и совершил таяммум (ритуальное очищение землёй). Позабыв об этом, я зашёл в мечеть помолиться. Абу-Язид подошёл ко мне и сказал, что таяммум в населённом пункте недействителен. Тогда я вспомнил, что делал таяммум, и вышел из мечети».

Аллах наделяет Своих любимцев такими сверхъестественными познаниями, однако сами они не обращают внимания на это и не считают это великим достижением. Достижением же для них является неукоснительное соблюдение Шариата. Об этом лучше всего свидетельствуют слова самого Абу-Язида. Когда его спросили, может ли он летать, он сказал: «А что в этом удивительного?! Птица, поедающая мертвечину, тоже летает». То есть если Аллах дал силу летать этой птице, питающейся мертвечиной, то что удивительного в том, что Аллах может дать способность летать Своему любимцу, «питающемуся» постоянным служением Ему?

Действительно, для верующего в могущество Аллаха в этом нет ничего удивительного.

Также он сказал: «У Аллаха есть множество созданий, передвигающихся по воде, которые не представляют никакой ценности перед Аллахом. Если вы увидите обладателя сверхъестественными способностями, летающего по небу, не обманывайтесь этим, пока не проверите, насколько он следует велениями Шариата».

Однажды Абу-Язид посетил одного известного своим поклонением человека. Увидев, как тот плюнул в сторону киблы в мечети, Абу Язид сказал: «Этот человек не соблюдает Сунну Пророка (мир ему и благословение), как же он может быть обладателем высоких степеней авлия?!»

Поэтому, как бы человек ни возносил себя различными званиями и именами, святость или порочность его определяются уровнем и качеством соблюдения Шариата, а не способностью летать и творить чудеса.

Его богобоязненность

Когда он становился на намаз, он не мог поднять руки и сказать «Аллаху акбар» от осознания величия имени Аллаха. Всё тело его дрожало, и присутствующие слышали хруст его костей.

Случалось и так, что он ночами ходил по городской стене Бастама, чтобы произнести «Ля иляха илляЛлах», но не мог выговорить эти слова из-за священного трепета.

Он говорил: «Вот уже тридцать лет я ополаскиваю рот и мою свой язык перед поминанием Всевышнего Аллаха». Так он соблюдал адаб поминания Аллаха, явно и внутренне.

Абу-Язид аль-Бастами (да освятит Аллах его могилу) оставил этот бренный мир и перешёл в мир иной в 261 году по Хиджре. Ему было 73 года. Да наделит Аллах нас его баракатом Амин!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.