Одним из колоссов Ислама является великий ученый и имам Шариата и тариката Абуль-Касым аль-Джунайд аль-Багдади.
Шейх Абдуль-Ваххаб аш-Ша'рани в своей книге "Ат-Табакат" говорит о нем так: "Он – господин этой общины (суфиев) – Абуль-Касым аль-Муртаза, сын Али ар-Ризы, сын Мусы аль-Казима, сын Джафара ас-Садика, сын Мухаммада аль-Бакира, сын Али Зайнульабидина, сын Хусейна, сын Али, сын Абу Талиба, да будет доволен ими всеми Аллах. Точный год его рождения неизвестен. А умер он в 297 году по хиджре. Происходит он из Нахаванда, родился и рос в Ираке. Был факихом, в двадцать лет он уже выносил фетвы согласно мазхабу Абу Савра, ученика имама аш-Шафии, преподававшего по его учению. Он был сподвижником своего дяди по матери ас-Сария ас-Са-кати и известных ученых-суфиев аль-Хариса аль-Мухасиби и Мухам-мада ибн Али аль-Кассаба и известен как один из величайших имамов-суфиев и является их господином. Его суждения принимаются всеми".
О нем же аль-Манави сказал так: "Джунайд Абуль-Касым ибн Мухаммад аль-Багдади единогласно признан шейхом суфиев, и если его называют господином суфиев, то имеют в виду, что он перенял суфизм от своего дяди ас-Сария ас-Сакати".
Сам Джунайд рассказывал: "Однажды, когда мне было семь лет, я играл возле ас-Сария, и несколько человек, находившихся рядом, беседовали о воздаянии благодарности Всевышнему. Дядя спросил меня: "Сынок, что такое благодарность?" Я ответил: "Это послушание Аллаху, наряду с использованием данных Им благ". Тогда он сказал: "Я боюсь, что долей, дарованной тебе Аллахом, будет только твой язык". И я не перестаю плакать над этими словами".
Аль-Багдади говорил: "Не было ниспослано с небес какого-либо знания, и не сделал Всевышний, помимо Пророка (мир ему и благословение), к этим знаниям пути, кроме как дал мне из этой науки некую долю". Он также говорил своим сподвижникам: "Если вы увидите человека, летающего по небу, то не следуйте за ним, пока не узнаете, каково его поведение относительно запретов и повелений Господа. Если вы обнаружите его соблюдавшим все божественные веления и остерегающимся всех Его запретов, то будьте в нем уверены и следуйте за ним. А если вы увидите в нем халатность в выполнении повелений и запретов Аллаха, тогда остерегайтесь его".
Мой шейх ас-Сария спросил меня: "Когда ты покидаешь меня, то к кому ты ходишь?" Я ответил: "К аль-Мухасиби". Он сказал: "Да, возьми из его знаний и этики и оставь его препирательства в каляме (догматическом богословии) и его отвержение мутакаллимов (ученых по догматическому богословию)". Когда я повернулся, чтобы уйти, то услышал, как он произнес: "Да сделает тебя Всевышний знатоком хадисов – суфием и не сделает Он тебя суфием – знатоком хадисов!" По этому поводу имам аль-Газали сказал: "Тем самым он дал понять, что тот, кто изучит науку и хадисы, а затем обратится к тасаввуфу, тот станет счастливым, а кто обратится к тасаввуфу прежде науки, тот подвергнет себя опасности". Еще он говорил: "Эта наша наука основана на Коране и сунне".
Аль-Багдади говорил: "Если праведник обращался к Аллаху в течение тысячи лет, а затем отвернулся на мгновение, то упущенное им будет больше, чем полученное", "Тот, кто не будет внимать хадисам, и находиться рядом со знающими мусульманское право, и учиться этике у ее знатоков, тот испортит своих последователей". Еще он сказал: "Когда ученик (мюрид) искренен, то Аллах "избавит его от запоминания приведенного, благодаря свету, помещенному в его сердце, и этим светом он будет отличать истину ото лжи". "Путь суфиев закрыт, кроме как для тех, кто следует за хадисами Пророка (мир ему и благословение)". "Берегите ваше время, поистине, оно уходит и более не возвращается, и отчаяние из-за забвения непременно наступит. Выполняйте ваши вирды, и вы получите пользу от них в вечной обители, и да не отвлечет вас от Аллаха малость этого мира! Поистине, малость его отвлекает от значимости последней жизни".
"Путь суфиев закрыт, кроме как для тех, кто следует за хадисами Пророка (мир ему и благословение)" (Джунайд аль-Багдади).
Он говорил: "Праведники – это войско из войск Аллаха, ими поднимаются состояния мюридов и оживают познания тайн познавших. Доказательством тому служит аят из Книги Аллаха (смысл): "И Мы рассказываем тебе из вестей о [прежних] посланниках все то, чем укрепляем твое сердце".
Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Берегите ваше время, поистине, оно уходит и более не возвращается, и отчаяние из-за забвения непременно наступит. Выполняйте ваши вирды, и вы получите пользу от них в вечной обители, и да не отвлечет вас от Аллаха малость этого мира! Поистине, малость его отвлекает от значимости последней жизни".
Еще он говорил: "Совместная трапеза с братьями – это кормление грудью, так обращайте же внимание на то, с кем вы ее разделяете", "Поклонение людей познавших заканчивается победой над своим нафсом".
Он сказал Ибн Шурейху, известному факиху – знатоку мусульманского права: "Наш путь к Аллаху ближе, чем ваш путь", и тот потребовал у него доказательств. Тогда Джунайд сказал одному из присутствующих, чтобы тот бросил камень в круг суфиев. Тот бросил камень, и все они воскликнули: "Аллах!" Затем он сказал: "Брось его в круг факихов". Он бросил камень, и те сказали: "Тебе запрещено причинять нам вред". Ибн Шурейх поцеловал голову аль-Багдади и извинился.
Аль-Багдади сказал: "Суфизм – это избегание всякого низкого нрава и использование всякого высокого нрава, и чтобы ты совершал деяния ради Всевышнего, не выставляя напоказ своих поступков".
Он также сказал: "Суфизм – это совокупность десяти вещей: уменьшение того, чем владеешь в этом мире, имея при этом силы; упование на Всевышнего, не оставляя старания в поклонении; терпение в случае отсутствия мирского, не прося милостыни и не жалуясь; понимание дозволенного и сомнительного; занятость Аллахом помимо всего остального; постоянное поминание Аллаха сердцем и языком; достижение искренности вместе с праведностью; единство внешнего и внутреннего; постоянное ощущение контроля со стороны Всевышнего, вместе с упованием на Него во всех состояниях". Когда объединятся эти вещи, суфий оказывается на первой степени любви, потом он возвысится до степени мушахада – степени познания Аллаха и его приближают к Нему, и он остается с Ним на равнине любви и изумления.
Однажды Абу Мухаммад аль-Джарири пришел к Джунайду и застал его молящимся. Обнаружив, что тот слишком затягивает свою молитву, Мухаммад упрекнул его: "Ты уже слишком стар, твои кости ослабли, кожа твоя стала совсем тонкой. Почему бы тебе не сократить твою молитву?" На что Джунайд ответил: "Это путь, с помощью которого мы узнали нашего Господа, и мы не хотим сейчас сокращать этот путь. Нафс, пока его заставляешь, – терпит. Молитва – это связь, земной поклон – приближение, поэтому Всевышний сказал: "Соверши земной поклон и приблизься". А кто оставит путь приближения, то, может быть, его поведут по пути отдаления".
Джунайд говорил: "Когда Аллах желает блага мюриду, он сближает его с суфиями и отдаляет от людей забвения". Он рассказал о себе такую историю: "Однажды, когда я принимал участие в сражении, один из предводителей войска отправил мне некое имущество. Мне это не понравилось. Я раздал его нуждающимся воинам. Когда я совершил обеденный намаз и присел, размышляя над этим и печалясь, что я принял и раздал его, меня одолела дремота, и я увидел во сне разукрашенный дворец и великие дары Аллаха. Я спросил об этих дарах, и мне сказали: "Они предназначены владельцам имущества, которое ты раздал воинам". Я спросил: "А что мне наряду с ними?" Мне ответили: "Тот дворец" и указали на самый большой и красивый среди дворцов". Я спросил: "Каким образом я стал достойнее их?" Мне было сказано: "Эти люди отдали свое имущество, ожидая вознаграждения за это, и вот их вознаграждение. А ты разделил то имущество, боясь и трепеща, отчитывая себя, печалясь, и Аллах увеличил тебе этот дворец за твое благое деяние".
Рассказывают, что когда пришел его час, то Джунайд завещал похоронить вместе с ним все его труды. Его спросили: "Почему?" Он ответил: "Я не хотел бы, чтобы Всевышний видел меня оставившим что-либо, имеющее отношение ко мне, в то время, как знания Посланника Аллаха находятся среди людей". Его могила находится на старом кладбище Багдада в районе аль-Курх, что на окраине города. Мюриды и сегодня посещают ее и собираются в мечети, построенной над его могилой, для совершения зикра и чтения молитв.
Джунайд аль-Багдади сказал: "Кто откроет для себя дверь благого намерения, для того Аллах откроет семьдесят дверей помощи, а кто откроет для себя дверь дурного намерения, для того Аллах откроет семьдесят дверей унижения".
Пусть же Всевышний ниспошлет нам благость приближенных к Нему людей, подобных Джунайду аль-Багдади.
Журнал "Ислам"