Пророк Идрис (мир ему)

25 Июль 2012 1133

«Воистину, он был правдивейшим человеком и пророком…»

Пророк Идрис (мир ему)Междуречье (это территория современного Ирака) – одно из первых мест расселения людей на земле, так как благоприятный климат, плодородная почва и обилие воды здесь могли обеспечить их всем необходимым. Цивилизации, сменявшие друг друга, оставили после себя множество памятников, свидетельствующих об их развитии и культуре.

То же относится и к долине Нила в Египте. Артефактам, сохранившим следы здешних цивилизаций, более семи тысяч лет.

Некоторые фрагменты клинописи, обнаруженные в Междуречье на табличках из обожжённой глины, и рисунки аналогичного содержания на папирусах и камнях в Египте указывают на прочную связь с единобожием и божественным законом, принесённым людям пророками.

При этом текстов, в которых упоминались бы имена пророков, распространявших здесь эти знания раньше Пророка Нуха (мир ему), не найдено.

В связи с тем, что первым из пророков, упомянутых в Священном Коране между пророками Адамом и Нухом, является Идрис (мир им всем). Многие исследователи считают, что именно он первым возвестил о единобожии в Ираке и Египте. Большинство из них отдают предпочтение версии, согласно которой он родился в Вавилоне, откуда направился в Палестину, в город Халиль или, как его называли ханаанеяне, Хеврон, с которым связана жизнь многих пророков. Далее через Синайскую пустыню переправился в Египет и остановился в городе Менфе или Мемфисе, расположенном к югу от современного Каира. Приблизительно 5 тысяч лет назад он был одной из столиц древнего Египта.

Доктор Мухаммад Гимари, исламский мыслитель (Египет)

– То, что сказано в Коране о нашем сайиде Идрисе (мир ему), имеет некоторые особенности. В частности, я обратил внимание на то, что Идрис (мир ему) в нём назван «сиддыком», правдивейшим: «Воистину, он был правдивейшим человеком и пророком. Мы вознесли его на высокое место». Слово «сиддык» лишь трижды встречается в Коране в качестве атрибута пророков: при упоминании Идриса, Ибрахима и Юсуфа (мир им всем); иногда так говорят и о Марьям-правдивейшей. Также я заметил, что все три пророка, описанные как правдивейшие, жили в Египте. И ещё отметил, что Идрис – третий из пророков в историческом порядке, то есть первым пророком был Адам, далее Шис, а за ним – Идрис (мир им всем).

Рассказы о Пророке Идрисе (мир ему) немногочисленны. Из Корана мы знаем лишь то, что он «был пророком правдивейшим» и что Всевышний вознёс его на «высокое место», и что он из числа терпеливых. Комментаторы Корана и языковеды считают, что его имя по форме и смыслу является арабским, производным от основы «дарс» и «дираса» в значении «чтение». Он был назван так благодаря изучению книг Всевышнего: за то, что знал наизусть свитки Адама и Шиса (мир им), или же за то, что был первым из людей, кто овладел письменностью, как об этом сказано в хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Али Джум‘а, муфтий Египта

– Наш господин Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Первый, кто написал каламом (тростниковым пером), был Идрис (мир ему)». Что это означает? Очевидно, его связь с наукой.

Эта сторона повествования об Идрисе (мир ему) побудила многих исследователей к составлению объёмных трудов, посвящённых его жизни, следы которой скрыты в глубокой древности. Ему приписывали и некоторые письмена, найденные среди древних книг.

Считается, что Идрису принадлежат некоторые свитки, которые пытались объединить, перевести и т. д., но безуспешно. Два или три раза они даже были изданы. Но тот ли это Идрис, о котором говорится в Коране, или Эхнух, о котором упоминается в Торе? Коранический Идрис – это учёный, которого Аллах одарил пророчеством, древний пророк, живший ещё до пророка Нуха (мир им обоим).

Часть исследований, посвящённых Идрису (мир ему), была обусловлена наличием в древнеегипетских текстах намёков на веру в Единого Творца. И, не обнаружив пророка в древнейшей истории этой страны, исследователи решили, что это следы пророческой деятельности Идриса (мир ему).

Давность распространения единобожия в Египте и наличие текстов, свидетельствующих о нём, в наследии этой древней страны могут свидетельствовать о его связи с нашим сайидом Идрисом (мир ему) и о том, что вера в Единого Господа не прерывалась с самого начала существования человечества, т. е. с эпохи пророка Адама (мир ему).

Некоторые исследователи связывают Идриса (мир ему) с Эхнатоном, одним из древних египетских царей, от которого до нас дошли тексты, содержащие намёки на то, что он придерживался единобожия.

В своей мольбе в стихах, обращённой к Господу, Эхнатон говорит: «Ты Господь, о единственный! Нет похожего на Тебя. Ты создал землю такой, какой хотел. Ты – один. Ты создал её, и нет у Тебя соучастника».

Многие тексты из наследия Древнего Египта указывают, насколько глубокие корни имеет единобожие в истории этой древнейшей цивилизации. И все это традиционно возводят к Идрису (мир ему).

Другие исследователи в своих поисках обратились к древнегреческой философии и особенно философии Аристотеля. Они заговорили об их связи с убеждениями Идриса (мир ему) и с тем единобожием, к которому он призывал.

Они указывали на то, что так же, как Аллах обучил Адама (мир ему) всем именам, Он обучил Идриса (мир ему) наукам, мудрости, философии и политике, другим плодам цивилизации. Всё это имеет отношение к пророчеству, посланникам, откровению. В противоположность Западу, которому философия и мудрость представляются восстанием против религии, мы являемся представителями цивилизации, считающей философию и науку её плодами.

Исторические предания пытаются связать Идриса (мир ему) с одним из фараонов, некоторые даже утверждают, что именно его лицо высечено у знаменитого «большого сфинкса» и что это он научил людей астрономии, науке о траектории движения звёзд, геометрии и т. п.

Существует и другие сказания о пророке Идрисе (мир ему), но нам достаточно истории о мирадже Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который в ночь Вознесения встретил его на четвёртом небе.

Считается, что некоторые из письмен Идриса (мир ему), содержащие знания, раскрытые ему Всевышним, в том числе по астрономии и геометрии, относятся к тому времени, когда земля была разделена на 4 царства.

Но имеются ли материальные свидетельства, реальные артефакты, которые могли бы подтвердить существование народа, придерживавшегося единобожия, с которым пришёл Идрис (мир ему)?

От этого весьма продолжительного периода не осталось текстов, свидетельствующих о единобожии, зато сохранились пирамиды. Являются ли эти следы цивилизации наряду с древними городами немыми свидетелями пророческой деятельности нашего сайида Идриса (мир ему)?

Эти вопросы издавна вызвали споры, в которых стороны так и не пришли к окончательному результату. Не меньше разногласий вызывает и толкование аята священного Корана, в котором указано, что Аллах вознёс Идриса на «высокое место»: имеется ли здесь в виду, что Аллах вознёс его, подобно пророку Исе (мир ему), или же подразумевается, что он достиг высокого положения в этом мире?

Вознесение на небо нашего сайида Исы (мир ему) подтверждается множеством достоверных хадисов. Что же касается нашего господина Идриса, а также Ильяса, да благословит их всех Аллах и приветствует, то хадисы о них не имеют такой степени достоверности.

Одни говорят, что он был поднят в своём физическом теле, другие – что под вознесением имелось в виду достижение высокого положения, основываясь на том, что в Коране чётко сказано об Исе (мир ему), который обратился к своему Создателю: «…И когда Ты упокоил меня, Ты стал наблюдать за ними», и которому Всевышний сообщил: «О Иса, я упокою тебя и вознесу тебя к Себе».

Услышанное должно побуждать нас к действию. Ибо эти достоверные сведения, основанные на Коране и Сунне, способствуя более глубокому пониманию религии, помогают осознать необходимость следования пути пророков и совершения соответствующих деяний. Ведь пророки не просто знаки, на которые люди смотрят, не ведая истины об их деяниях; они посланы для призыва к действию, для того, чтобы привести людей к согласию с Создателем. В этом и заключается их роль, да благословит их Аллах и приветствует.

Несмотря на немногочисленность исторических сведений о жизни Идриса (мир ему), по ним всё же можно понять, что речь идёт об одном из ранних этапов истории, являющемся важным составным звеном в общей цепи пророчества. Все пророки, посланные позже него, включая нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), продолжали нести людям знания, помогавшие совершенствовать их религию и жизнь в целом.

Господь миров непременно хочет претворить Свою справедливость в умме и с этой целью посылает тех, кто учит людей, как поклоняться единому Аллаху. Пророческие послания всегда служили руководством к действию, очень много значили для прогресса человечества, его поэтапного продвижения вперёд, к достижению полного совершенства.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.