Убайю сын Кааба

6 Октябрь 2012 700

Его называли господином мусульман

Убайю сын КаабаУбайю является предводителем чтецов Корана. Чтецы Корана во времена Пророка (мир ему и благословение) являлись не просто чтецами текста, но и понимающими смысл читаемых аятов. В их время чтец Корана считался учёным среди сподвижников (да будет доволен ими Аллах).

Одним из выдающихся учёных сподвижников является и Убайю бин Кааб (да будет доволен им Аллах). Он относится к племени Бану-Наджар из Ансаров (из жителей Медины). Он же присутствовал при втором тайном договоре Акаба . Так же Убайю присутствовал при Бадре и во всех других походах Пророка (мир ему и благословение). Пророк (мир ему и благословение) засвидетельствовал о том, что Убайю (да будет доволен им Аллах) является учёным и попросил у Аллаха облегчить ему его познание.

Имам Навави отметил, что такое свидетельство Пророка (мир ему и благословение) является великим уровнем и достоинством для Убайю (да будет доволен им Аллах). Это является свидетельством и того, что Убайю (да будет доволен им Аллах) обладал множеством знаний.

Однажды Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Аллах повелел мне прочитать перед тобой суру «Аль-Байина». Убайю (да будет доволен им Аллах) очень обрадовался этому и даже переспросил: «Неужели меня упомянули тебе в откровениях?!» После Убайю (да будет доволен им Аллах) тоже рассказывал этот случай и не скрывал своей радости, отмечая то, что это великая милость Аллаха.

Имам ан-Навави отметил в «Шарху Муслиме», что это достоинство является особенностью Убайю (да будет доволен им Аллах). Халиф Умар (да будет доволен им Аллах) называл его «Сайидуль Муслимин» (Господином мусульман). Передаётся и то, что Пророк (мир ему и благословение) так называл его. Ибн-хаджар передал от Масрука, что Убайю (да будет доволен им Аллах) является одним из шести муфтиев среди сподвижников (да будет доволен ими Аллах).

Также он передал от Вакиди, что Убайю (да будет доволен им Аллах) является одним из первых писарей Пророка (мир ему и благословение). Он первым начал писать в конце письма: «И написал это письмо такой-то сын такого-то».

На него ссылались даже такие великие сподвижники, как Абу-Аюб, Абу-Муса аль-Ашари, Ибн-Аббас, Абу-Хурайра, Анас (да будет доволен ими Аллах) и другие. А халиф Умар (да будет доволен им Аллах) обсуждал с ним трудные вопросы.

Он был среднего телосложения и носил белую бороду.

Скончался Убайю (да будет доволен им Аллах) в 20-ом году по лунному календарю. Когда халиф Умар (да будет доволен им Аллах) услышал о его смерти, он сказал: «Сегодня скончался господин мусульман».

Передаётся от Абу-Саида аль-Худри, что когда Убаю (да будет доволен им Аллах) услышал о том, что человеку прощаются грехи из-за болезни, он попросил Всевышнего наделить его болезнью, которая не будет отвлекать его от хаджа, намаза в джамаате и других благих дел. С тех пор и до самой смерти прикоснувшийся к нему чувствовал жар, исходящий от него.

В сборнике достоверных хадисов аль-Бухари передаётся хадис о том, что во время правления халифа Умара (да будет доволен им Аллах), имамом сподвижников  в таравих-намазе  был назначен Убайю бин Кааб. Так, как сподвижники не совершали таравих с одним имамом до этого времени, Умар (да будет доволен им Аллах) отметил: «Это хорошее новшество…»

Толкуя этот хадис, Ибн-хаджар в книге «Фатх аль-Бари» говорит: «Если новшество попадает в основу восхваляемых Шариатом дел, то такое новшество является хорошим (и приветствуется Шариатом. Прим. пер.). А если новшество попадает в основу плохого в Шариате, то такое новшество порицается (и является ересью. Прим. пер.). Также новшество может быть пяти видов: обязательное, желательное, дозволенное, нежелательное и запретное.

В сборнике аль-Бухари в главе о достоинствах Убайю (да будет доволен им Аллах) приводится хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение) призывает учиться Корану у Убайю (да будет доволен им Аллах). Напомним, что изучение Корана во времена Пророка (мир ему и благословение) являлось изучением сути религии, а не простого чтения.

В книге «Субул аль-худа» рассказывается история пенька, возле которого Пророк (мир ему и благословение) читал свои проповеди. Когда Пророку (мир ему и благословение) сделали минбар, он поднялся на него, чтобы прочитать очередную проповедь, тем самым отдалившись от того пенька. Тогда этот пенёк начал стонать так, что все присутствовавшие сподвижники услышали это. Пророк (мир ему и благословение) спустился и обнял пенька, пока тот не успокоится. В другой версии хадиса говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал пеньку: «Успокойся. Если захочешь, я тебя посажу в раю, чтобы твой плод вкушали праведники, а если хочешь, я тебя сделаю плодоносным деревом». Тогда пенёк выбрал быть деревом в раю.

Из этого рассказа мы видим чудо Пророка (мир ему и благословение) (муджизат) и чудо сподвижников (да будет доволен ими Аллах) (карамат), которые услышали стон пенька.
В этой же книге Салихи передаёт от ан-Насаи, Хакима и других ещё один случай этого великого сподвижника (да будет доволен им Аллах).

Убайю имел гумно (сушилка для финика), где он оставлял финики для сушки. Каждый раз, когда он забирал оттуда финики, замечал, что фиников становилось меньше. Однажды он решил подкараулить и выяснить, кто крадёт его финики.

К гумну подошло существо, похожее на человека. Убайю (да будет доволен им Аллах) поздоровался с ним, на что тот ответил. Тогда Убайю спросил: «Ты джин или человек?», тот ответил, что является джином. Убайю (да будет доволен им Аллах) попросил дать ему руку и обнаружил, что рука этого джина похожа на лапу собаки. «Значит, так выглядят джины», – сказал Убайю (да будет доволен им Аллах). Джин же ответил: «Я являюсь одним из силачей джинов, и другие джины признают это».

Убайю (да будет доволен им Аллах) спросил: «Почему же ты крадёшь мои финики?» Джин ответил: «Я слышал, что ты любишь раздавать милостыню (садака), поэтому я хотел вкусить что-либо из твоей еды». Убайю (да будет доволен им Аллах) спросил: «Что оберегает нас (людей) от вас (джинов)?» На что джин ответил: «Чтение аята «аль-Курси» (оберегает вас от нас). Кто прочитает его вечером, оберегается до утра, а кто прочитает утром, оберегается до вечера».

В следующее утро Убайю поведал об этой истории Пророку (мир ему и благословение), на что он сказал: «Этот скверный сказал тебе правду».

Этот случай тоже свидетельствует о храбрости Убайю (да будет доволен им Аллах) и о величии его веры (имана). Ведь увидеть джина, побеседовать с ним и даже прикоснуться к нему, не получив при этом дурного воздействия, может только тот, чья вера достигла великого и крепкого уровня.

Да не лишит нас Аллах благодати этого великого и славного сподвижника (да будет доволен им Аллах).

Использованная литература:
1. «Аль-исаба», Ибну-хаджар аль-Аскалани
2.  «Субул аль-Худа», Ас-салихи
3. «Усуд аль-габа», Ибн-аль-Асир.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.