Имам аш-Шафии – защитник Сунны

13 Март 2013

Имам Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии Курайшийи Маккийи – основоположник шафиитского мазхаба в исламском фикхе. Он единственный из четырёх имамов происходит из племени Курайш. Мухаммада ибн Идрис аш-Шафии относят к его дедушке (стал известен под именем прадеда), потому что он сын Аббаса, сына Усмана, сына Шафии, сына Саиба, сына Убайда, сына Абу Язида, сына Хашима, сына Мутталиба, сына Абдулманафа. И поэтому многие люди считают его представителем семейства Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Они расширяют понятие «семейство Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)» так, чтобы оно включало сыновей Абдулмутталиба, потому что они вместе с сыновьями Хашима входят в одно племя.

Имам Шафии родился в 150 году по Хиджре в Палестине, в городе Газза (Сектор Газа), в котором умер Хашим, дедушка нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в районе Йаман, а в некоторых книгах пишут, что родился в районе Аскалан.

Имам Шафии – основоположник науки усуль; он первый, кто составил книгу «ар-Рисаля» в этой области. Он обновитель второго века Хиджры, как об этом сказал Ахмад ибн Ханбал. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах посылает обновителя веры в начале каждого столетия». Когда в 150-м году родился имам, в этом же году умер имам Абу Ханифа. Некоторые даже передают, что он родился в день, когда умер Абу Ханифа. Говорят, что умер имам и родился имам. Отец имама Шафии умер, когда тот был ещё младенцем, и он вырос сиротой. В 150–152 годах, когда ему было два года, мать перевезла его в Мекку, чтобы не терять его родословную.

Он был в Мекке, где прочёл Коран, тогда ему было семь лет. Его мать была великой женщиной, ибо она старалась, для того, что сын продолжал учить Коран, несмотря на тяжелое финансовое положение. Мальчик был очень проницательным, способным, поэтому выучил Коран в возрасте семи лет. Ему нравились стрельба из лука, и он превосходил в этом своих сверстников. Он из десяти стрел в цель попадал девятью.

А что касается изучения благородного Шариата, то он выучил наизусть «Муватта» (первый сборник хадисов) имама Малика, когда ему было 10 лет. В 15 лет юноша отправился к имаму Малику в Медину. Он сидел у него на уроках и не записывал ничего, а имам Малик рассказывал. Малику не нравилось, что новый ученик ничего не записывает. И каждый раз, когда имам Малик о чём-то говорил, спрашивал нового ученика, а он отвечал верно. И как-то раз Малик попросил юношу подойти и спросил: «Почему ты не пишешь?» Тот ответил, что знает наизусть всё что говорил учитель. Малик попросил его рассказать, что знает наизусть. И спросил: «Ты знаешь наизусть “Муватта”?» Имам Шафии ответил, что выучил эту книгу в возрасте десяти лет. Поэтому имам Малик особо отметил его среди учеников.

Когда Шафии прочёл учителю «Муватта», имам Малик дал разрешение на её преподавание. Имам Шафии очень любил имама Малика. Он говорил: «Когда говорят об учёных, то Малик – звезда среди них. Никто не помог мне так, как помог мне Малик ибн Анас. Он мой учитель, и у него я приобрёл знания». Он был восхищён и поражён Маликом. Шафии пришёл к нему, когда  был ещё маленьким, а Малик в то время уже являлся великим учёным.

Потом мать повела Шафии учить арабский язык (грамматику). И тут он очень отличился. Он жил среди племени Хузайл в пустыне, изучая их речь и обычаи. Шафии оставался среди них 17 лет, находился вместе с ними и делал всё, что и они делали. А Хузайл были самыми красноречивыми арабами. Шафии узнал их язык настолько, что начал исправлять стихи племени Хузайл. Если сейчас прочитать их стихи, мы ничего не поймём! А Шафии выучил их, он был силён в стихосложении. Владение красноречием на арабском языке стало для него врождённым качеством. Он учил их поэзию, жил в атмосфере правильной арабской жизни. Поэтому стал способным больше других понимать Коран и Сунну Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

У имама Шафии была очень сильная память. Он про себя говорил: «Я слышал, как учитель обучает своего ученика чтению аята, и я его запоминал». Дети писали то, что им диктовали, пока учитель не закончит свою диктовку. И после всего этого он говорит: «Я выучил всё, что мне диктовали». Однажды его учитель сказал ему: «Я не могу от тебя что-либо взять. Я ведь тебя не учу совсем. Ты сам учишься».

Имам Шафии был чудом из чудес, но вместе с этим не полагался на свой ум и проницательность, а наоборот, начал приобретать правильные знания. Имам Шафии женился на госпоже Хумайде, дочери Нафиа ибн Абса. Этот господин Абс является сыном Амра, сына Усмана, сына Аффана. Значит, она происходит от рода Усмана ибн Аффана. Она родила ему старшего сына – Мухаммада ибн Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии, который стал судьёй Алеппо.

После того как Шафии выучил язык, он вернулся в Мекку и начал передавать стихи, рассказывать истории о межплеменных войнах. Однажды рядом с ним проходил человек из рода Усмана, Зубайр, и сказал: «О Абу Абдуллах, мне тяжело видеть, что рядом с таким языком, красноречием, проницательностью нет фикха. Ты бы превзошёл людей своего времени». Имам Шафии проникся этими словами, направился к Суфьяну ибн Уяйна и обучался у него. Далее он учился у Муслима ибн Халид Зинги, муфтия Мекки, который брал знания у ибн Джурайжа, а он – от Ата, а тот – от ибн Аббаса и ибн Зубайра (да будет доволен ими Аллах), а они – от других сподвижников. Он обучался фикху у Муслима ибн Халида, который разрешил ему выносить фетвы, будучи в возрасте 20 лет. Имам Шафии об этом говорит: «Я находился среди арабов в течение 20 лет, изучая их язык и поэзию, и я выучил Коран. Я не помню, чтобы мне встретилось хоть одно слово, значение и смысл которого я бы не знал». Это и есть муджтахиды, которые приложили усилия, тратили время, вели аскетический образ жизни, и как следствие, обладая такой проницательностью, заслужили такое высокое положение.

Имам Шафии не ограничился знаниями, полученными в Мекке или в Медине, а выезжал с целью приобретения знаний в Йемен. Однажды мимо Шафии проходил один человек, и он спросил: «Ты откуда?» Тот ответил, что он губернатор Йемена. Тогда Шафии сказал: «Возьми меня с собой». Он поехал с губернатором Йемена, которого встретил в Мекке, и попросил сопроводить его в этой поездке. Имам Шафии, поехав в Йемен, встретился там со многими учёными. Губернатор был восхищён знаниями имама Шафии и назначил его наместником для жителей наджрана. Имам Шафии управлял ими справедливо и на основе равенства. Там он встретил оппозицию в лице плохих людей. Мы это наблюдаем везде, обязательно найдутся плохие люди, выступающие против великого, хорошего учёного. Они донесли на него халифу Харуну Рашиду, который был в Багдаде. Они сказали: «Шафии хочет стать халифом, он ведь курайшит, готов к этому». Тогда Рашид отправил за ним людей, это было в 184-м году, когда Шафии было 34 года. Шафии прибыл и предстал перед халифом в Багдаде. Он защищался прекрасно, используя искусство красноречия, приводя сильные аргументы. В результате Рашиду он понравился, и его отпустили.

Имам Шафии остался в Багдаде и встретился с имамом Мухаммадом ибн Хасан аш-Шайбани, который был учеником имама Абу Ханифы. Шафии получил от него много пользы, полюбил его и даже говорил про него: «Я не видел полного человека более остроумного, чем Мухаммад ибн Хасан». Мухаммад ибн Хасан отличался полнотой. Имам Шафии заметил его острый ум. Он оставался в гостях у Мухаммада ибн Хасана в течение двух лет. После этого вернулся в Мекку. Через несколько лет, в 195-м году вернулся в Багдад. В Багдаде он составил свой большой труд «аль-Худжа». Эту книгу передают его ученики, которые жили в то время, такие как Абу Савр, ал-Карабиси, аль-Баккал, Абу Абдуррахман аш-Шафии, аз-Заъфарани. Всем им он прочёл этот свой труд.

После того как имам Шафии прочёл свою книгу «аль-Худжа» ученикам в Багдаде, он захотел выехать в Египет, чтобы получить знания от Лайса ибн Саада. В то время Лайса уже не было в живых, а его ученики всё ещё жили в Египте.

Имам Аш-Шафии про Лайса говорил: «Лайс был более знающим, чем имам Малик». И это притом, что имама Малика он очень любил. Вспомним слова аш-Шафии: «Когда упоминают учёных, то Малик является звездой среди них». Но всё же он говорил: «Лайс более знающий, чем Малик, однако его ученики потеряли его». Здесь мы понимаем, что среди его учеников были те, кто служил его мазхабу, были и нерадивые, которые не передавали знания, и так исчезал мазхаб, как это случилось с мазхабом Лайса ибн Саада, ал-Авзаи, Суфьяна ибн Уйайна, Суфьяна Саври, Хаммада ибн Сулеймана. Они не нашли себе учеников, которые бы распространяли их мазхаб.

Имам аш-Шафии выехал в Египет в 199-м году по Хиджре. А в 204-м году он ушёл из жизни. Таким образом, в Египте он провёл 5 лет. Когда имам решил оставить Ирак, его ученики спросили его: «Ты едешь в Египет и оставляешь нас?» Он сказал им: «Там я уйду из жизни». Шафии почувствовал это, ему было внушено свыше, ибо сердце было просветлённым, чтобы сказать такое слово. А возможно, он этим хотел сказать, что хочет оставаться в Египте до своей смерти.

Когда он прибыл в Египет, то остановился в районе мечети Амр ибн Асс – в наши дни это место называется районом Фустат. Это то место, которое египтяне называют старым Каиром. Там он начал приобретать знания и передавать их. В этот период имам аш-Шафии поменял некоторые решения, некоторые фетвы. Так образовалось два мазхаба: старый в Багдаде, который он вывел и изложил в своей книге «аль-Худжа», и новый, который вывел и изложил в книге «аль-Умм». В Египте вокруг него собралось много народу, люди были удивлены его красноречием, знанием арабского языка, широчайшими знаниями хадисов, широчайшими знаниями в фикхе. И у него образовалось множество учеников, таких как ар-Раби ал-Муради, ар-Рабиа аль-Джизи, ал-Бувайти и множество других. Они собирались вокруг него, и их собрания имели научный характер.

Ар-Рабиа ибн Сулайман описывает такое научное собрание так: «Имам Шафии начинал свои уроки после утренней молитвы и к нему приходили изучать Коран»; «А когда солнце всходило, они вставали, и приходили изучающие хадис». Вторая лекция была по хадису. «И они спрашивали у него толкование и смыслы хадисов»; «а когда солнце поднималось, и они вставали, и уроки превращались в повторение и диспуты»; «а ближе ко времени молитвы зуха они расходились, и приходили изучающие арабский язык, риторику, метрику, грамматику, поэзию и оставались до полудня, а потом расходились, да будет доволен ими всеми Аллах». Он был занят с утренней молитвы, то есть с пяти часов утра до 11 часов, итого шесть часов в день он преподавал. Преподавание приносит много пользы и самому преподавателю. Обсуждение, повторение, диспуты открывают и углубляют возможности изучения. Поэтому Мухаммад ибн Абдульхакам говорил: «Я не видел подобного аш-Шафии, к нему приходили представители хадиса и спрашивали трудные места в хадисах, и он открывал им секреты, которые им доселе не открылись, и они уходили, будучи изумлёнными». Шафии преподавал так, словно всю жизнь занимался хадисами. «К нему приходили представители фикха из числа сторонников и противников, и они не вставали, кроме как послушные ему. Представители поэзии приносили ему стихи, и он открывал им значение поэзии».

Первое, чем должен заниматься учёный, – преподавание. Второе – составление книг. Составление книг заставляет человека быть более точным. Когда он выбирает слово, он думает: это сюда не подходит, а то подходит. Поэтому имам аш-Шафии составлял книги и фиксировал свои знания в них. Так, он составил книгу «ар-Рисала фи усуль фикх». Также составил книгу «аль-Умм», которая представляет собой большую энциклопедию, включает в себя усуль и фуру, тафсир и хадис, а также лингвистические моменты. Он собрал между двумя обложками этой книги огромное количество хадисов, преданий, знаний праведных предков. Книга «аль-Умм» вобрала в себя множество книг по фикху и усулю. Вдобавок к этому она включила в себя главы об отмене правового предпочтения, разногласия в хадисе, сияр (жизнеописание Пророка, мир ему и благословение) ал-Вакиди, сияр ал-Авзаи; в ней есть ответ Мухаммаду ибн Хасану, разногласия иракцев, разногласия Али и Ибн Масуда, разногласия Малика и аш-Шафии и многое другое. Эта книга «аль-Умм», в которой представлен его новый мазхаб, отличается тем, что он считается самый старым всеохватывающим источником.

Еще Шафии сочинял стихи. Некоторые собрали его поэзию в диваны и многочисленные собрания. В поэзии имама аш-Шафии содержится мудрость и назидание.

Имам Шафии говорил: «Брат мой, не получишь ты знания, если не получишь шесть вещей. Это проницательность, сильное желание, усидчивость, достаточное имущество, наставление учителя и длительное время».

Он также говорил: «Я пожаловался Вакиу на плохую память, и он наставил меня на отказ от совершения грехов. И рассказал мне, что знания есть свет, а свет Аллаха не даруется грешнику».

Он также говорил: «Позволь дням делать что хотят, а ты будь доволен предопределением. Не опасайся ночных событий, ибо мирские события не вечны. Будь мужчиной, стойко переносящим страхи, облачись в верность и великодушие. Когда умножатся твои недостатки среди людей и секреты твои раскроют, то облачись в щедрость, ибо известно, что щедрость прикрывает любой недостаток. Не жди великодушия от скупого, знай, что не достать жаждущему воды в Аду. Промедление не убавит из твоего пропитания ничего, равно как и напряжённый труд не прибавит к нему ничего. Не продлятся ни печаль и ни радость, равно как бедствие и благоденствие, пока в сердце твоём будет довольство, ибо ты и обладатель мирского равны. К кому заглянет смерть, того не спасут ни земля, ни небеса. А Земля Аллаха широка и просторна, но когда пробил час, то и небо сужается.

Он также говорил: «Если ты хочешь избежать несчастия, а твоя религия и честь были бы защищены, тогда пусть не говорит твой язык мерзостей, ибо ты полон мерзких поступков, а у людей есть глаза. Ты прощай нападающих и делай добро. Отвечай им, но наилучшим образом».

На самом деле всё это те проблемы, с которыми мы сейчас живём.

Шафии также говорил: «Мы порицаем своё время, хотя порок – в нас самих. У времени нет порока, кроме нас. Мы осуждаем время без вины, а если время заговорило бы, то осудило бы нас самих. Волк не ест мясо волка, а мы прилюдно едим мясо друг друга».

Эти стихи наполнены иманом, мудростью. «Аллах дарует мудрость кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награждён великим благом».

Учёные про имама Шафии:

Имам аз-Захаби, описывая имама аш-Шафии, говорит: «Он – имам, учёный эпохи, защитник хадиса, факих нации, защитник Сунны».

Имам Ахмад охарактеризовал его так: «Каждый, кто взял в руки чернильницу или перо, должен быть признателен имаму Шафии». Каждый, кто писал труды по исламскому Шариату, несомненно, получил пользу от Шафии.

Абу Нуайм про него сказал: «Он – имам, совершенный человек, учёный муж. Обладатель высокого достоинства, красивого нрава, щедрый человек. Он как свет в темноте. Раскрыл проблемы и разъяснил трудные места. Его знания распространились на Востоке и Западе. Его мазхаб расширился на суше и море. Он следует Сунне и преданиям. Он следует тому, в чём объединились мухаджиры и ансары. Он цитировал лучших имамов, и о нём рассказывали лучшие учёные мужи».

Имам аш-Шафии умер в 204-м году в пятницу, в конце месяца раджаб. Он единственный из числа четырёх имамов ахлю сунна валь джамаа, который ушёл из жизни в Египте. Он похоронен в своей мечети, известной сейчас как мечеть имени имама аш-Шафии.

Салахуддин ал-Аййуби повелел соорудить украшенный деревянный купол для аш-Шафии, на котором написана дата «554» (год по Хиджре). Этот купол был сделан руками Убайда абу ал-Маали, о чём написано на могиле имама аш-Шафии, да будет доволен им Аллах. Имам аш-Шафии является имамом всех людей в науке, кротости, гордости. Ему даровано имамство в этом мире, подобно халифату сыновьям Аббаса. Его ученики – лучшие ученики, а его мазхаб – бесценен возле Аллаха и людей. Да смилуется Аллах над имамом аш-Шафии и будет доволен им!

Мурад Юсупов