Джафар ибн Абу Талиб

22 Май 2013 1041

На юге Иордании  есть город Му‘та. Эта земля была свидетелем решающей битвы между мусульманами и византийцами, состоявшейся в 629 году.

Битва при Муте (араб. غزوة مؤتة‎‎).

На том месте, где в 8 году по Хиджре в знаменитом сражении «Му‘т» стал шахидом Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) находится историческая арка, которую называют Машхада Му‘та. Она является частью полуразрушенной древней мечети.

Ставшая достопримечательностью, эта мечеть была построена во времена мамлюков, которые усердно старались сохранить и оживить все, что указывало на отвагу и жертвенность сподвижников.

Именно вокруг этой достопримечательности, впоследствии разрушенной землетрясением, произошла битва. В этом первом столкновении с Римом стали шахидами многие священные сподвижники, в том числе три величайших мусульманских полководца.  

Причиной этого сражения явилось следующее происшествие. Пророк (мир ему и благословение) отправил Хариса ибн Умайра аль-Аздия с письмом к правителю Бусры. Шурахбиль ибн Амир аль-Гасаний, правитель Муаба, пребывавшего под властью римского цезаря (Кайсара), вероломно убил доверившегося ему посла.

Убийство послов в то время считалось одним из самых больших преступлений, а отсутствие реакции на него воспринималось, как проявление слабости, и было совершенно неприемлемо.     

Примерно в 220 км от столицы Иордании Аммана вблизи Сера, на юге Тафиля находится место, где был убит Харис ибн Умайр аль-Аздий (да будет доволен им Аллах). Оно известно, как место паломничества.

В истории человечества послы практически всегда пользовались свободой передвижения и неприкосновенностью. 

А посланец Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) был убит.

Когда весть об убийстве дошла до Посланника Аллаха (мир ему и благословение), он подготовил трехтысячное войско, чтобы наказать совершивших это преступление.

Во главе его он поставил Зайда ибн Хариса и указал, что в случае его гибели полководцем должен стать Джафар ибн Абу Талиб, а если и он будет убит в бою, то его место займет Абдула ибн Раваха.

Сражение произошло на территории Шама, которая впоследствии была завоевана. Римляне планировали нападение на исламские земли, и если бы мусульмане не опередили их, то успели бы это сделать.

Нужно было поскорее направить войско для того, чтобы предупредить вторжение врага на территорию исламского государства и разрушение жилищ мусульман.

Исламская армия продвигалась на север, пока не достигла города Мааан на юге Иордании. Здесь мусульмане получили известие о том, что римский император Ираклий в местности Муаба собрал стотысячную армию, к которой присоединились воины некоторых арабских племен количеством также около ста тысяч.

Обеспокоенные огромной численностью римского воинства, предводители мусульман долго обсуждали ситуацию и, в конце концов, решили напасть на врага, несмотря на неминуемые большие потери.   

Армия двинулась вперед согласно воле Аллаха. Достигнув Му’та, оба войска сошлись в жаркой схватке.

Зайд ибн Харис (да будет доволен им Аллах) держал в руках зеленое знамя, пока не стал шахидом. После него руководство армией перешло к Джафару ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах). Сначала в бою  ему отрубили правую руку, и он взял знамя в левую; затем, когда и ее отрубили, держал его предплечьями до тех пор, пока также не стал шахидом. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал о нем, что Аллах заменил ему руки крыльями, с помощью которых он летает в Раю, куда пожелает.

После этого его прозвали Джафар Тайар, т.е. летающий Джафар (да будет доволен им Аллах).

Затем знамя получил Абдулах ибн Раваха (да будет доволен им Аллах), который повторил судьбу предшественников.

Джафар  – это человек-легенда, который пожертвовал собой, отдав Исламу все.

Широкая равнина в 8 году по Хиджре была местом знаменитой битвы во время которой стали шахидами все три сподвижника-полководца, назначенные Посланником Аллаха (мир ему и благословение) – Джафар ибн Абу Талиб, Зайд ибн Харис, и Абдула ибн Раваха.

Сражение  при Муте  было первым сражением мусульман против Рима, Оно состоялось согласно пророческому указу о необходимости обязательно очистить эти страны от губительного римского владычества.

В сердцах мусульман всегда будет жива память о легендарном полководце Джафаре (да будет доволен им Аллах). О том, как во время боя он спустился с коня, держа в руках знамя, и сражался, пока ему не отрубили правую руку. Как переложил древко в левую руку, а когда и ее отрубили, все равно не дал упасть зеленому знамени, прижимая его к груди окровавленными обрубками рук.

После смерти на теле этого шахида было обнаружено около 90 ран.  

После убийства трех полководцев, согласно общему решению, командование армией перешло к Халиду ибн Валиду, прозванному мечом Аллаха. Он выровнял расстроенные ряды мусульман, прибегнул к военной хитрости и заронил страх в сердцах римлян, что помогло ему успешно вывести свою армию из боя с минимальными потерями.

Он приказал небольшой группе своих воинов тайком уйти ночью на юг, а в предзакатное время вернуться с поднятыми головами, громко выкрикивая такбир (т.е. Аллаху Акбар) и поднимая вокруг себя пыль, чтобы римляне подумали, будто к мусульманам пришло огромное подкрепление. А также поменял местами воинские части, сражавшиеся на флангах и в центре, чтобы вражеские солдаты увидели наутро новые лица, приняли их за свежие силы и устрашились.   

В результате многодневного сражения Халиду ибн Валиду (да будет доволен им Аллах) с помощью своей тактики удалось предотвратить чрезмерные потери среди мусульман, сберечь армию и вернуть ее в священную Медину.

Джафар является сыном дяди, т.е. двоюродным братом Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и родным старшим братом Али ибн Абу Талиба (каррамаллаху ваджхаху).

Джафар (да будет доволен им Аллах) родился в священной Мекке за 34 года до Хиджры и принял Ислам на раннем этапе, вскоре после Али (да будет доволен им Аллах).

Он обрел истинную веру, благодаря Абу Бакру Сиддыку (да будет доволен им Аллах).

Это случилось еще до события, известного в истории ислама как «Даруль аркам».

Джафар ибн Абу Талиб был поставлен во главе мусульманских мухаджиров, отправившихся в Эфиопию после того, как мучения и пытки со стороны курайшитов по отношению к последователям Посланника Аллаха (мир ему и благословение) стали чрезмерными. Это переселение (хиджра) было совершено через море, по дороге Мина, называемой дорогой  Шуайба.

Во времена сподвижников (да будет доволен ими Аллах) Мина была известным местом, именно отсюда они совершили как первую, так и вторую хиджры в Эфиопию.

Главой группы мусульман во время первой хиджры был Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), который  стал главой мусульман в этой стране.

И когда курайшиты отправили к королю Наджаши делегацию с требованием вернуть мухаджиров обратно, именно Джафар обратился к королю с опровержением их доводов. Это явилось значительным событием в истории Ислама.

В Эфиопии мудрость Джафара проявилась особенно ярко во время переговоров, которые от имени курайшитов вёл Амр ибн Ас.

Целью Амра было убедить короля Эфиопии Наджаши в том, что он должен отказаться принять мусульманских мухаджиров.

На мой взгляд, мы должны досконально изучить обращение Джафара, преподавать его в школах и разъяснять подрастающему поколению. Ведь из-за распространения в обществе невежества многие люди не придают значения историческим событиям.

Особенно это касается традиций времен джахилийи, от которых Ислам избавил человечество. Ведь Джафар в числе прочего рассказал и о том, как они раньше ели харам, в том числе мертвечину, портили родственные отношения и прочее.

Речь Джафара ибн Абу Талиба не просто произвела впечатление на короля Наджаши. Согласно достоверным риваятам, он принял Ислам, а Посланник Аллаха (мир ему и благословение), узнав о его смерти, совершил за ним джаназа намаз.

Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидел, что издевательства над мусульманами со стороны курайшитов усиливаются, особенно после мученической смерти от их рук Сумайи  Ясира и некоторых других сподвижников, он решил создать еще один центр исламского призыва.  

Чтобы в случае, если в Мекке с дааватом будет покончено, на земле осталось место, откуда до людей можно будет доводить свет Ислама. И этим местом была выбрана Эфиопия.

За те 14 лет, которые Джафар ибн Абу Талиб провел в Эфиопии, многие местные жители благодаря ему приняли Ислам.

Джафар (да будет доволен им Аллах) прожил в Эфиопии довольно долго. Когда же он вернулся во время завоевания Хайбара, Пророк (мир ему и благословение) очень обрадовался ему, ведь Джафар был похож на него как внешне, так и чертами характера, к тому же он был одним из тех, чья любовь к Пророку (мир ему и благословение) была особенно сильной. 

Обратите внимание на эти два события. Казалось бы, по сравнению с взятием важнейшей стратегической крепости возвращение одного человека из хиджры выглядит не слишком значимым.   

Но при этом Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Я не знаю, чему мне радоваться больше – взятию Хайбара или же приезду Джафара?»

Не прошло и нескольких месяцев после возвращения Джафара в Медину, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отправляет его в качестве одного из полководцев битвы при  Му‘та, явившейся великим испытанием для мусульман.

Это было первое сражение, в котором участвовал Джафар.

Воодушевленный, он проявил в бою усердие, страстно желая умереть и стать шахидом на пути Аллаха.

Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) похоронен вместе с остальными шахидами Му‘та в пяти километрах к востоку от поля боя.

Район, где похоронены шахиды этой битвы, благодаря их могилам называется «Мазар».

Там находятся зияраты великих сподвижников, полководцев битвы – Зайда ибн Хариса, Джафара ибн Абу Талиба и Абдулы ибн Равахи (да будет доволен им Аллах).

Макамы шахидов Му‘та были построены еще во времена рабовладения, а в последующие века – достроены и обновлены.

Наиболее значительное обновление было проведено в наше время благодаря озабоченности иорданского государства сохранностью этих зияратов, где покоятся тела священных сподвижников. Говоря о Джафаре ибн Абу Талибе, мы должны в первую очередь помнить, что о нем говорил Пророк (мир ему и благословение): «Ты похож на меня  характером и внешностью».  

Даже если бы его отличали только эти черты, этого было бы достаточно для достижения довольства Аллаха, но ведь он обладал и другими качествами…

Он был образцовым примером для подражания и в политических, и в военных, и во всех остальных делах. И нам следует изучать его жизнь и призывать нашу молодежь брать с него пример…

Посланника Аллаха (мир ему и благословение) дал ему прозвище «Абу мискин» (т.е. «отец бедных»).

Велика была печаль Пророка (мир ему и благословение), когда он получил известие о гибели  Джафара и его товарищей в сражении Му‘та.

Он даже сказал: «Если плачете, плачьте по Джафару!»  

С той же любовью и благосклонностью, что к самому Джафару, Пророк (мир ему и благословение)  относился затем и к его детям. 

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.