Абу Убайда Амир ибн Джарах

1 Июнь 2013 1291

«Начинайте с Дамаска, вставайте, поистине, он является крепостью Шама и домом их королевства»  – эти слова Умар ибн Хаттаб написал в письме полководцу армии, отправившейся на завоевание Шама, к Абу Убайде Амиру ибн Джараху. Это произошло после победы над римлянами в Ярмуке, в месяце раджаб, в 13 году по хиджре.

Он потребовал от них собрать всю свою мощь для завоевания этого великого города, которым владели римляне, крепости которого были самыми мощными в странах Шама. Мусульмане  завоевали его в месяце раджаб, в 14 году по хиджре. Римляне сдались, и их господству в странах Шама пришёл конец.

 А их полководец Ираклий навсегда покинул эту страну. После этой великой победы Абу Убайда приступил к завоеванию остальных городов Шама, на что ему потребовалось четыре года.

Наш господин Абу Убайда является лучшим полководцем в странах Шама. Абу Бакр Сиддик назначил его не случайно, ведь Пророк (мир ему и благословение) назвал Абу Убайду АМИНОМ этой уммы.

Перед завоеванием Дамаска Абу Убайда рассредоточил свои силы по всем областям Шама, чтобы контролировать ведущие в столицу дороги. С ним вышли четыре группы войск, и он был их полководцем.

Они завоевали страны Шама, от Хомса до Дамаска, от Аджнадина до Иерусалима (Кудса) и Дару-Умуль Ардза в Палестине  и до Му‘та и Вади в Иордании. Они вступали в ожесточённые сражения на всех путях, ведущих к странам Шама, и распространяли Ислам, где бы ни оказались.

Мусульманское войско во главе с Абу Убайдой двигалось в сторону Дамаска. Оно состояло из пяти полков, и во главе одного из них, находившегося в центре, был Халид ибн Валид. Второй полк, располагавшийся слева, возглавлял сам Абу Убайда, и с ним был Язид ибн Абу Суфьян. Во главе третьего, на правом фланге, был Амру ибн Ас.

Во  главе четвёртого – это была конница – Ияз ибн Гулув. А во главе пятого – над пехотой – Шурахбиль ибн Хасан.

Мусульмане полностью контролировали область вокруг Дамаска и, в конце концов, со всех сторон окружили город, защищённый высокими крепостями. Осада продолжалась несколько месяцев.

Первым с восточной стороны в город прорвался полк Халида ибн Валида. Это произошло в местечке, которое сегодня носит название «Баб-уль шаркий» (т.е. восточные ворота). Вслед за ним, с севера, в город  вошёл полк во главе с Шурахбилем ибн Хасаном. Эта граница могла немного измениться, ведь прошло много времени, случались войны, землетрясения и т. п., но часть древнего фундамента городских стен всё же сохранилась. И в этом месте наш господин  Шурахбиль ибн Хасан стоял против римской армии, находившейся внутри Дамаска. Его полк занимал позиции от ворот «Тума» до «Восточных ворот». Когда римляне поняли опасность манёвров мусульман, они передали главе войска, Абу Убайде, предложение мирного договора и сообщили, что готовы сдаться.

И Абу Убайда со своими полками вошёл в город со стороны ворот «Джабия», в западной части города. Это произошло мирный путём (т.е. без войны), после того, как делегация (мусульман) была отправлена к жителям Дамаска с предложением принять Ислам. Те согласились впустить в Дамаск исламскую армию и заключили с Абу Убайдой мирное соглашение.

Правивший в то время римский император Ираклий, услышав о завоевании мусульманами Дамаска, произнёс известные слова: «Прощай, о Дамаск! Прощай, о Сирия! Прощай, мы больше не увидимся!»

И действительно, Ираклий покинул эту страну, понимая, что больше никогда в неё не вернётся. Он хорошо представлял силу исламской армии и знал, что мусульмане готовы пойти на всё, чтобы отстоять эту благодатную страну.

Самым ценным качеством Абу Убайды был аманат, т.е. надёжность. Пророк (мир ему и благословение) говорил:

«У каждого уммата есть свой АМИН, а АМИНом моей уммы является Абу Убайда!» А кто такой АМИН?

АМИНами в Исламе не называют никого, кроме двоих: – ДЖАБРАИЛА, ангела, приходившего к пророкам с откровением– и Мухаммада (мир ему и благословение), который является АМИНОМ пророчества. А, кроме них, и Абу Убайду, являвшегося АМИНОМ этой уммы.

Абу Убайда имел огромный военный опыт и владел искусством борьбы с врагами. Особенно ярко его военные способности начали проявляться после совершения хиджры в священную Медину, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) назначил его командиром нескольких групп войск. Затем он совершил героические подвиги в бою при «Бадре».

А в день сражения при «Ухуде» он был среди тех, кто упорно защищал Пророка (мир ему и благословение) и не дал многобожникам подобраться к нему. Защищая Пророка (мир ему и благословение) от противников, Абу Убайда Амир ибн Джарах (да будет доволен им Аллах) привёл его к горе Ухуд.

В щеку Пророка (мир ему и благословение) вонзились два кольца от кольчуги, и Абу Убайда вытащил их своими зубами, поломав  при этом передние резцы. Из-за отсутствия зубов у него возникли проблемы с речью, но мусульмане никогда не видели беззубого человека красивее Абу Убайды Амира ибн Джарраха (да будет доволен им Аллах.).

Поэтому Пророк (мир ему и благословение) и сподвижники (да будет доволен ими Аллах) полюбили его. К тому же он является одним из тех десяти человек, которым Пророк (мир ему и благословение) при жизни обещал Рай.

Он также входит в десятку сподвижников, которых Умар ибн Хаттаб избрал для совета «Шура». В истории человечества  очень редко можно встретить такого человека, как Абу Убайда. После смерти Пророка (мир ему и благословение) Абу Убайда был одним из тех, кого халифы избрали  для совета «Шура», заседавшего в Сакифе Бану Са‘идов.

Он является одним из лучших полководцев, способствовавших процветанию уммы. Также он оказался среди тех, кого первый халиф Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) назначил командиром полка, отправленного для завоевания стран Шама.  Вместе с Язидом ибн Абу Суфьяном, Шурахбилом ибн Хасаном и Амром ибн Асом он участвовал в завоевании баракатной Палестины, Иордании и других стран Шама. Когда халифом стал Умар, он также назначил Абу Убайду главным полководцем армии в странах Шама. Во главе Халидом ибн Валидом эти войска участвовали и в боях при Ярмуке, на северной границе Иордании, отделяющей её от Сирии.  Этот район расположен рядом с рекой Ярмук и несколько выше оккупированной территории «Джулан». На нём возвышается небольшой холм, который называют холмом Халида ибн Валида (да будет доволен им Аллах). Это место памятно с тех пор, когда группа стрелков остановилась здесь, чтобы встретить римлян, убегающих с поля битвы при «Ярмуке».

Эта битва имела огромное историческое значение и была решающей в противостоянии мусульман и римлян.  Мусульманская армия во главе с Халидом ибн Валидом (да будет доволен им Аллах) в 36 тысяч человек, противостояла огромному римскому войску, состоявшему из более чем 240 тысяч солдат, во главе с Хаманом. Несколько дней подряд продолжалось неравное сражение, в результате которого Халиду ибн Валиду удалось одержать сокрушительную победу и разгромить всех оказавшихся здесь римлян.

Во время битвы Абу Убайда получил от Умара ибн Хаттаба письмо с приказом вывести свой полк и отделиться от Халида ибн Валида, но он спрятал его и оставил «Ярмук» под командованием Халида и лишь в конце боя рассказал тому о произошедшем. Он скрыл письмо во благо армии и всей уммы. 

После завоевания Дамаска Абу Убайда приказал своему полку направиться к другим городам провинции, один из которых назывался Сайда.

Ислам пришёл в город Сайда в то время, когда полководцем был Абу Убайда ибн Джаррах, назначенный правителем в области Дамаска в правление халифа Умара ибн Хаттаба.

Абу Убайда сумел в кратчайшее время достичь всех самых важных объектов в области Шама и овладеть ими. Ещё одной его целью было направиться к северной окраине Хумса и окружить этот город, дабы изгнать оттуда римские войска. Неподалёку от этих стен или в восточной части города произошло сражение «Хумс». Наиболее значительным сооружением, напоминающим об этой битве, является большая мечеть, носящая имя «Нурий». Это первая мечеть, построенная в городе Хумс. Её проектировал Абу Убайда ибн Джарах (да будет доволен им Аллах), считавшийся завоевателем или главнокомандующим исламских войск в областях Шама. А завоевание Хумса, конечно же, было совершено с участием Халида ибн Валида, называемого «Сайфуллахом» (т.е. мечом Аллаха).

На кладбище Хумса под названием «Касиб» похоронены сотни сподвижников Пророка (мир ему и благословение), которые стали здесь шахидами. Захоронения на этом кладбище располагаются одно над другим. Жители города хоронили здесь своих умерших со времён сподвижников Пророка (мир ему и благословение). Желая получить баракат, они рыли им могилы рядом с могилами сподвижников (да будет доволен им Аллах), расположенных в самом центре кладбища, которое в  результате значительно расширялось во все стороны. Когда же оно заполнилось, люди начали производить захоронения поверх других могил, что и привело к наслоению одних над другим.

К концу 15 года по хиджре территории северной и восточной областей Шама были полностью освобождены от римских войск. Но в городе Иерусалим (Байтуль Макдис) они всё ещё оставались. Изгнание их оттуда было следующей целью Абу Убайды. Он потребовал от Амра ибн Аса подойти со своими войсками к священному городу и окружить его. После этого римляне согласились сдать город мирным путём. Умару ибн Хаттабу (да будет доволен им Аллах) удалось завоевать Кудс благодаря выдающейся победе и мирному договору,  которых великий полководец Абу Убайда добился, приведя свои войска для освобождения Байтуль Макдиса, ранее носившего название Илия. Халиф прибыл туда по требованию ясновидцев и патриархов Кудса, заявлявших: «Да, мы согласны заключить мирный договор с мусульманами, но хотим, чтобы со стороны мусульман его подтвердил лично эмир».

После завершения освобождения Кудса, главной целью Абу Убайды и наиболее ответственным делом, возложенным на его плечи, было распространение и укрепление Ислама в странах Шама. Именно этим он занимался всегда и везде, однако в то время в Палестине и Иордании быстро распространялась болезнь, названная чумой «Амвас».

18-й год по хиджре был годом засухи и других бедствий, тяжким для всех. Спустя несколько месяцев с его начала в этих странах появилась чума, начав своё распространение с села «Амвас», расположенного в западной части Кудса, в нескольких километрах от Рамаллы. Возникшую здесь и распространившуюся отсюда чуму позже назвали по имени этого населённого пункта. В Иордании было похоронено более 10 000 человек из числа мусульманских воинов и командиров, погибших от этой болезни. Среди них был и Абу Убайда (да будет доволен им Аллах), сделавший последний вздох в 18 году по хиджре в возрасте пятидесяти восьми лет.   

Его похоронили в том же месте, где он умер, в районе, известном сегодня как «Гавр Абу Убайда». Там же находится его большой макам (т.е.зиярат).

Именно его Пророк (мир ему и благословение) послал в Йемен учителем. А после смерти Пророка (мир ему и благословение) он участвовал в боях за освобождение Шама, т. к. был одним из четырёх полководцев, посланных с этой целью Абу Бакром Сидыком. Он принял участие в сражениях Ярмук, Фахль, Фатху Димашки и Фатху Байтуль Макдис.

Умер Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) от чумы в 18 году по хиджре в возрасте 58 лет и похоронен в Иордании, в городе «Амта». Его смерть, причиной которой послужила чума из Шама, явилась трагедией для всех мусульман. Особенно сильно ею был опечален халиф Умар. Оплакивая Абу Убайду, он произнёс известные слова:

«Если бы я мог, то создал бы полный дом мужчин, подобных Абу Убайде ибн Джараху, с помощью которых решил бы все проблемы мусульман».

С давних времён зиярат Абу Убайды Амира ибн Джараха (да будет доволен им Аллах) прославился повсюду. Его посещали многочисленные историки и исследователи, в том числе ибн Батута, который сказал: «Я проходил мимо Гавра – это расщелина между холмами – там и находится могила Абу Убайды ибн Джарраха (да будет доволен им Аллах), являвшегося АМИНОМ этой уммы. На земле Иордании похоронено священное тело великого завоевателя и АМИНА этой уммы Абу Убайды ибн Джараха. Это предмет гордости и большая честь для жителей всех стран Шама и особенно для жителей Иордании. Рядом с зияратом  Абу Убайды Амира ибн Джараха (да будет доволен им Аллах) построена мечеть, которая стала культурным и историческим центром мусульман. Она и сегодня остаётся свидетелем героической истории жизни этого великого мусульманского полководца.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.